Вариант 9

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему направлений эволюций. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный в схеме вопросительным знаком.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Признаки живых систем» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Признак

Определение

 

Индивидуальное развитие организма

Рост

Изменение линейных размеров организма

ответ

№3

Сколько молекул ДНК содержится в ядре клетки после репликации, если в диплоидном наборе содержится 46 молекул ДНК? В ответе запишите только соответствующее число.

ответ

№4

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используют для описания строения и функций эндоплазматической сети. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. расщепление белков
  2. транспорт веществ
  3. окислительное фосфорилирование
  4. синтез белка на рибосомах
  5. разделение цитоплазмы на отсеки
ответ

№5

Установите соответствие между процессами и фазами митоза: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

ФАЗЫ МИТОЗА

А) Образуется ядерная оболочка

Б) Сестринские хромосомы расходятся к полюсам клетки

В) Веретено деления окончательно исчезает

Г) Хромосомы деспирализуются

Д) Центромеры хромосом разъединяются

1)   анафаза

2)   телофаза

ответ

№6

Сколько разных фенотипов образуется у потомков при скрещивании двух гетерозиготных растений душистого горошка с розовыми цветками (красный цвет неполно доминирует над белым)? В ответе запишите только количество фенотипов.

ответ

№7

Все приведенные ниже примеры, кроме двух, характеризуют модификационную изменчивость. Определите два примера, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

  1. разные формы подводных и надводных листьев стрелолиста
  2. карий и голубой цвет глаз у членов одной семьи
  3. варьирование размеров клубней одного растения картофеля
  4. различные длины листьев у березы с северной и южной сторон
  5. рождение детей с синдромом Дауна
ответ

№8

Установите соответствие между процессами и отделами растений: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ

ОТДЕЛЫ РАСТЕНИЙ

А) формирование эндосперма

Б) образование зеленого заростка

В) слияние неподвижных гамет

Г) развитие пыльцевой трубки

Д) размножение и расселение спорами

1)   Голосеменные

2)   Папоротниковидные

ответ

№9

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

Какие признаки характерны для животного, изображенного на рисунке?

  1. замкнутая кровеносная система
  2. разделение тела на голову, грудь и брюшко
  3. брюшная нервная цепочка
  4. четыре пары ног
  5. одна пара усиков
  6. дыхание с помощью легочных мешков и трахей
ответ

№10

Установите соответствие между признаками организмов и царствами, для которых они характерны: в каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОРГАНИЗМОВ

ЦАРСТВА

А) гетеротрофный тип питания

Б) наличие в наружном скелете хитина

В) наличие образовательной ткани

Г) регуляция жизнедеятельности только с помощью химических веществ

Д) образование мочевины в процессе обмена веществ

Е) наличие жесткой клеточной стенки из полисахаридов

1)   Растения

2)   Животные

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов, начиная с самого крупного. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. Растения
  2. Вишня кустарниковая
  3. Розоцветные
  4. Двудольные
  5. Покрытосеменные
  6. Вишня
ответ

№12

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. При повышенной теплоотдаче в организме человека происходит

  1. сужение легочных артерий
  2. учащение дыхания
  3. испарение воды через потовые железы
  4. изменение скорости свертывания крови
  5. расширение капилляров кожи
  6. понижение кровяного давления
ответ

№13

Установите соответствие между структурами уха и отделами, в которых они находятся: в каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СТРУКТУРА УХА

ОТДЕЛЫ

А) ушная раковина

Б) овальное окно

В) улитка

Г) евстахиева труба

Д) молоточек

1)   наружное ухо

2)   среднее ухо

3)   внутреннее ухо

ответ

№14

Расположите в правильном порядке соподчинение систем разных уровней, начиная с наибольшего. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. форменные элементы
  2. эритроцит
  3. гемоглобин
  4. ион железа
  5. соединительная ткань
  6. кровь
ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растений. Пузырчатка обыкновенная . Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоемам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены  пузырьками.  (4) Пузырчатка цветет с июня по сентябрь. (5) Ветки окрашены  в желтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.

ответ

№16

Установите соответствие между примерами и доказательствами эволюции: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА ЭВОЛЮЦИИ

А) ископаемые переходные формы

Б) гомологичные органы

В) рудименты

Г) окаменелости

Д) атавизмы

Е) единый план строения тела

1)   палеонтологические

2)   сравнительно-анатомические

ответ

№17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. К консументам в экосистеме относят

  1. паразитических насекомых
  2. бактерий гниения
  3. зеленые растения
  4. парнокопытных животных
  5. хищников
  6. цианобактерий
ответ

№18

Установите соответствие между признаками и экосистемами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ЭКОСИСТЕМЫ

А) разветвленные сети питания

Б) короткие пищевые цепи

В) низкая саморегуляция

Г) разнообразие продуцентов

Д) видовое разнообразие животных

Е) доминирование монокультуры

1)   ковыльная степь

2)   пшеничное поле

ответ

№19

Установите последовательность появления и развития экосистем на голых скалах. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. накипные лишайники и бактерии
  2. травянисто-кустарниковое сообщество
  3. лесное сообщество
  4. травянистые цветковые растения
  5. мхи и кустистые лишайники
ответ

№20

Рассмотрите рисунок с изображением фазы сердечного цикла. Определите название этой фазы, ее продолжительность и направление движения крови. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и процессы, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин или процесс из предложенного списка. 

Фаза сердечного цикла

Продолжительность

Движение крови

                              (А)

                              (Б)

                              (В)

Список терминов и процессов:

  1. систола желудочка
  2. систола предсердия
  3. поступление крови из желудочка в артерию
  4. 0,1 с
  5. 0,8 с
  6. поступление крови из предсердия в желудочек
  7. поступление крови из вен в предсердие
  8. 0,3 с

 

ответ

№21

Проанализируйте таблицу «Время, необходимое для узнавания тест-изображения». Испытуемым демонстрировались цифры разных цветов и черно-белые изображения разной сложности. Фиксировалось время, необходимое испытуемому, чтобы распознать и назвать объект.

Изображения

Среднее время узнавания (мс)

Простые

25, 0

Средней сложности

37, 5

Сложные

70, 0

Цифры Черные

27, 5

Цифры Красные

37, 5

Цифры Синие

62, 5

Цифры Зеленые

45, 0

Цифры Желтые

67, 5

Выберите утверждения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных.

  1. Время узнавания цифр не зависит от их цвета.
  2. Черные объекты распознаются быстрее цветных.
  3. Чем проще объект, тем меньше света необходимо для его узнавания.
  4. Цветные цифры распознаются быстрее, чем сложное изображение.
  5. В сумерках распознавание цветного объекта ослабевает.

Запишите в ответе цифры, под которыми указаны выбранные утверждения.

ответ

№22

Почему диеты, нацеленные на снижение веса и объема жировой ткани, в своих рекомендациях ограничивают потребление углеводов?

ответ

  1. Углеводы — основной источник энергии в организме, но в случае избытка они превращаются  в печени в жиры.
  2. К тому же, если не поступает достаточного количества углеводов, то основным субстратом для энергетического обмена становятся жиры, что способствует уменьшению жировой ткани.

№23

В чем внешнее сходство между изображенными на рисунке животными? Какой механизм эволюции и тип эволюционных изменений способствовали возникновению этого сходства? Приведите еще один пример похожих изменений у других организмов.

ответ

  1. Тюлень и пингвин имеют обтекаемую форму тела, конечности представлены ластами.
  2. Механизм эволюционных изменений — идиоадаптация (приспособления, адаптивные в определенных условиях), тип — конвергенция (неродственные организмы приобретают сходные признаки).
  3. Примеры похожих изменений: длинные задние конечности страуса и кенгуру, необходимые для быстрого перемещения на длинные расстояния; роющие конечности у крота и медведки — приспособления для подземного образа жизни.

№24

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1. Клеточная теория — это обобщенные представления о строении клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов. 2. Изучение клетки было бы невозможно без создания Робертом Гуком первого увеличительного прибора. 3. Он первым увидел структуры по форме похожие на «клетки», рассматривая срез пробки бузины. 4. Позже Левенгук установил наличие в них ядра. 5. Обобщив полученные знания, Т. Шванн и М. Шлейден в 1838 г. сформулировали клеточную теорию. 6. Одним из основных положений клеточной теории было то, что клетка происходит путем деления другой клетки.

ответ

№25

Какие опасности могут подстерегать любителей бифштексов слабой прожарки и людей, употребляющих воду из открытых водоемов? Перечислите не менее двух возбудителей заболеваний, пути заражения. Какую роль играет организм человека в их жизненных циклах?

ответ

  1. В мясе, не прошедшем достаточную термическую обработку, могут содержаться финны бычьего цепня. В воде могут находиться цисты (личинки в защитной оболочке) печеночного сосальщика, которые попадают при мытье фруктов, овощей или употреблении воды из открытого водоема.
  2. Финна, попадая в ЖКТ человека, прикрепляется к стенкам кишечника и развивается в половозрелую особь, состоящую из члеников, в которых формируются яйца. Человек — окончательный хозяин.
  3. Из цисты, попавшей в ЖКТ, выходит личинка, которая направляется к желчным протокам и здесь превращается в половозрелую особь, в которой протекают процессы полового размножения и образования яиц. Таким образом, человек — окончательный хозяин.

№26

Что такое принцип клеточной компартментации? Какие элементы его обеспечивают? Приведите примеры не менее трех процессов и компартменты, в которых они протекают.

ответ

  1. Клетки эукариот содержат немембранные, однои двумембранные органоиды, расположенные в цитоплазме.
  2. При этом мембраны всех органоидов взаимосвязаны между собой и делят клетку на отделы или отсеки, в чем и заключается принцип компартментации. Например, наружная мембрана ядра переходит в мембрану ЭПС, та в свою очередь продолжается в мембрану комплекса Гольджи и взаимосвязана с общей клеточной мембраной.
  3. Этим достигается упорядочивание процессов, происходящих в клетку.
  4. В ядре протекают матричные процессы синтезе всех видов РНК, в ЭПС (в т. ч. шЭПС, содержащей на поверхности рибосомы) и КГ — синтез, транспортировка, хранение белков жиров и углеводов, в митохондриях — энергетический обмен.

№27

Известно, что хромосомный набор клеток иголок сосны равен 24. Определите количество хромосом в клетках чешуй женских шишек и в женской споре. Ответ обоснуйте, укажите исходные клетки  и каким способом они делятся.

ответ

  1. Клетки иголок сосны являются диплоидными, то есть 2n = 24.
  2. Женские шишки — видоизмененный побег, диплоидный, то есть его хромосомный набор клеток также равен 24, так как развиваются из диплоидных клеток спорофита (взрослого растения) путем митоза.
  3. В женской споре гаплоидный набор хромосом, то есть 12, так как она образуется из клеток спорангия путем мейоза.

№28

Резус-положительный фактор крови (R, Rh+) доминирует над резус-отрицательным (r, rh-), а ген группы крови по системе ABО имеет три аллельных состояния. У отца третья группа крови и отрицательный резус, у матери вторая группа (гетерозигота) и положительный резус (гомозигота). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, если известно, что один из детей — универсальный донор. Составьте схему скрещивания. Какой закон Менделя проявляется в наследовании резус-фактора?

ответ

Дано: R — резус-положительный, r — резус отрицательный.

I0_ — I группа, А_ — II группа, B_ — III группа, AB — IV группа.

Мать AI0RR, отец В_rr.

Решение:

Универсальный донор — человек с 1-й группой крови. Следовательно, генотип отца ВI0rr.

P

AI0RR

×

ВI0rr

 

G

AR

 

Br

 

 

I0R

 

I0r

 

F1

ABRr

AI0Rr

BI0Rr

I0I0Rr

 

IV Rh+

II Rh+

III Rh+

I Rh+

Ответ:

  1. генотипы родителей — мать AI0RR, отец ВI0rr
  2. генотипы и фенотипы потомства — ABRr (IV Rh+), AI0Rr (II Rh+), BI0Rr (III Rh+), I0I0Rr (I Rh+)
  3. В наследовании резус фактора наблюдается первый закон Менделя — единообразие в первом поколении при скрещивании рецессивной и доминантной гомозигот.

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно