Вариант 10

Время
3:0:00
№1

Рассмотрите предложенную схему классификации видов азотистых оснований РНК. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

ответ

№2

Рассмотрите таблицу «Биологические науки» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин:

Наука

Область изучения

 

Изучение процессов жизнедеятельности

Бионика

Использование признаков живых организмов в практических целях

ответ

№3

Фрагмент ДНК содержит 16% адениновых нуклеотидов. Определите содержание цитозиновых нуклеотидов в данном фрагменте ДНК. В ответе запишите только процент нуклеотидов.

ответ

№4

Выберите два ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. Любая живая клетка содержит

  1. цитоплазму
  2. пластиды
  3. митохондрии
  4. центриоли
  5. рибосомы
ответ

№5

Установите соответствие между процессами и их описаниями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

ПРОЦЕССЫ

А) осуществляется на ДНК

Б) осуществляется на рибосомах

В) матрицей является иРНК

Г) участвуют все виды нуклеиновых кислот

Д) обеспечивает перенос информации от ДНК к РНК

1)   транскрипция

2)   трансляция

ответ

№6

Способность человека ощущать горький вкус фенилтиомочевины (ФТМ) — доминантный аутосомный признак. В семье мать и все её предки ощущают горький вкус ФТМ, а отец — нет. Определите вероятность рождения у этих родителей ребёнка, у которого будет отсутствовать способность ощущать горький вкус ФТМ. В ответе запишите только число, отражающее вероятность в процентах.

ответ

№7

Выберите два верных ответа из пяти и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. Непрямое постэмбриональное развитие характерно для животных

  1. окунь
  2. голубь
  3. лягушка
  4. уж
  5. пчела
ответ

№8

Установите соответствие между методами генетики и их описаниями: к каждой позиции, данной  в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОПИСАНИЯ

МЕТОДЫ

А) изучает родословные

Б) устанавливает характер наследования признаков в ряде поколений

В) изучает влияние среды на фенотипические проявления признака

Г) изучает однояйцовых близнецов

Д) позволил установить тип наследования гемофилии

1)   генеалогический

2)   близнецовый

ответ

№9

Выберите три верных признака из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. Характерные признаки моховидных:

  1. споры созревают в коробочке
  2. размножаются семенами, развивающимися в шишках
  3. хорошо развита проводящая система
  4. рост растения ограничен из-за недоразвитой проводящей системы
  5. имеются корни
  6. имеются ризоиды
ответ

№10

Установите соответствие между организмами и признаками, характерными: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ОРГАНИЗМЫ

А) включают представителей двух царств

Б) тело представлено слоевищем

В) некоторые виды — одноклеточные организмы

Г) имеются гифы, образующие мицелий

Д) могут образовывать симбиоз с корнями растений

1)   грибы

2)   лишайники

ответ

№11

Установите последовательность расположения систематических таксонов растений, начиная с самого крупного таксона. Запишите соответствующую последовательность цифр.

  1. Виноград культурный
  2. Виноградовые
  3. Покрытосеменные
  4. Виноград
  5. Двудольные
  6. Растения
ответ

№12

Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. В коре больших полушарий головного мозга у человека располагаются центры:

  1. речи
  2. терморегуляции
  3. жажды
  4. управления произвольными движениями
  5. дыхания
  6. анализа зрительной информации
ответ

№13

Установите соответствие между отделами кишечника человека и процессами, которые в них происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ КИШЕЧНИКА

ОТДЕЛЫ

А) всасывание воды

Б) обработка химуса желчью

В) расщепление клетчатки

Г) синтез некоторых витаминов

Д) частичное всасывание аминокислот

1)   тонкий кишечник

2)   толстый кишечник

ответ

№14

Установите последовательность звеньев рефлекторной дуги при отдёргивании руки от горячего. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. терморецепторы кожи
  2. сегмент спинного мозга
  3. мышцы руки
  4. афферентные волокна нерва
  5. эфферентные волокна нерва
ответ

№15

Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида. Запишите в ответе цифры, под которыми они указаны.

(1) Кузнечик певчий — типичный представитель семейства Длинноусые. (2) У этих насекомых удлинённое тело, характерные прямые крылья и длинные задние ноги. (3) Благодаря таким ногам они прекрасно прыгают. (4) На груди кузнечиков сверху помещаются две пары крыльев. (5) Их надкрылья являются довольно плотными, снабжены множеством жилок. (6) Каждый вид кузнечиков имеет свой, только ему присущий звук.

ответ

№16

Установите соответствие между способами видообразования и причинами, их вызывающими: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЧИНЫ

СПОСОБЫ ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) разделение ареала обитания преградами

Б) многообразие местообитаний в пределах ареала

В) стабильность ареала исходного вида

Г) расширение ареала исходного вида

1)   географическое

2)   экологическое

ответ

№17

Выберите три верных ответа из шести и запишите в ответе цифры, под которыми они указаны. В экосистеме леса консументами I порядка являются

  1. мышевидные грызуны
  2. лоси
  3. волки
  4. мухомор
  5. лисицы
  6. зайцы
ответ

№18

Установите соответствие между типами взаимодействия организмов и способами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СПОСОБЫ

ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

А) мутуализм

Б) протокооперация

В) хищничество

Г)  аменсализм

Д) комменсализм

1)   симбиоз

2)   антибиоз

ответ

№19

Установите последовательность этапов при географическом видообразовании. Запишите в ответе соответствующую последовательность цифр.

  1. пространственная изоляция популяций
  2. отбор особей с полезными признаками
  3. появление мутаций в новых условиях
  4. распространение признака
ответ

№20

Рассмотрите рисунок с изображением зародышевых листков и проанализируйте таблицу «Зародышевые листки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

 Зародышевые листки

Номер зародышевого листка

на рисунке

 

Название зародышевого листка

 

Органы и системы, формирующиеся из зародышевого листка

1

                                                           (А)

Внешние покровы, нервная система

2

 

                                                           (Б)

Мышцы, органы кровообращения, выделения и половой системы

3

Энтодерма

                                                           (В), лёгкие

Список терминов и понятий:

  1. эктодерма
  2. энтодерма
  3. мезодерма
  4. органы пищеварительной системы
  5. органы лимфатической системы
  6. органы дыхательной системы
  7. органы чувств
ответ

№21

Врач в инфекционной больнице заподозрил у пациента малярию. На какую особенность лихорадки у пациента обратил внимание врач? Какими особенностями жизненного цикла возбудителя это обусловлено?

ответ

  1. Для малярии характерна перемежающаяся лихорадка, то есть чередование сильного повышения температуры с понижением.
  2. Это обусловлено развитием плазмодиев в эритроцитах человека в течение нескольких дней (бесполое размножение) и их выходом из клеток путем разрушения клеток.

№22

Что представлено в таблице? Какие форменные элементы и каким образом определяют группу крови человека? Как называется тип взаимодействия генов, наблюдающийся при наследовании IV группы крови?

Группы крови (по системе AB0)

Группа крови

Агглютиногены

Агглютинины

I (0)

a и b

II (A)

A

b

III (B)

B

a

IV (AB)

A и B

ответ

  • На рисунке показаны группы крови человека.
  • Они обусловлены белками агглютиногенами на поверхности эритроцитов (I группа крови — нет белков, II — белок А, III — белок В, IV — белки А и В).
  • Тип взаимодействия генов А и В называется кодоминированием, при котором оба гена проявляют свое действие и фенотипически это выражается в появление нового признака.

№23

Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их.

1.Основные методы селекции — гибридизация и отбор. 2. Так как отбор проводится в условиях, приближенных к природным, то он называется естественным. 3. Также его разделяют на массовый и индивидуальный. 4. Массовый отбор чаще применяют в селекции животных. 5. Так же, как и отдаленную гибридизацию, целью которой является перевод большинства генов в гомозиготное состояние. 6. Особи, обладающие максимальной степенью гомозиготности, называются чистыми линиями.

ответ

№24

В каком процессе участвуют серо-, железои нитрифицирующие бактерии? Кратко опишите этот процесс. Каково его значение на биосферном уровне?

ответ

  1. Серо-, железои нитрифицирующие бактерии способны к процессу хемосинтеза.
  2. Это способ автотрофного питания, заключается в превращении неорганических веществ в органические с использованием энергии химических реакций.
  3. Хемосинтетики — неотъемлемая часть круговорота веществ в природе, также они поглощают такие вещества, как аммиак и сероводород, которые ядовиты в большом количестве для биосферы.

№25

Хохлатый дикобраз — представитель семейства дикобразовые. Вес самцов достигает 27 кг, длина тела до 90 см, длина хвоста — 10–15 см. Большее число особей обитает в Южной Европе, Малой Азии и на Ближнем Востоке. Живет преимущественно в пещерах и естественных углублениях. Ведет ночной образ жизни. Питается преимущественно растительной пищей. Спаривание приурочено к определенному сезону, беременность длится 110–115 дней, после чего самка приносит 2–3 детенышей.

Какие критерии вида есть в данном тексте? Укажите не менее четырех, ответ поясните примерами из текста.

ответ

В данном тексте есть следующие критерии:

  1. Морфологический (принадлежность к семейству, вес, длина тела).
  2. Географический (конкретные места обитания).
  3. Экологический (условия обитания, образ жизни, место в пищевой цепи).
  4. Физиологический (особенности размножения).

№26

На бескислородном этапе энергетического обмена образовались 224 молекулы ПВК. Рассчитайте, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при полном окислении глюкозы в клетках эукариот. Ответ поясните.

ответ

Бескислородный этап — 224 ПВК.

  1. На этапе гликолиза при превращении 1 молекулы глюкозы образуется 2 молекулы ПВК, следовательно, в энергетическом обмене участвовало 224/2 = 112 молекул глюкозы.
  2. На бескислородном этапе 1 молекула глюкозы дает 2 АТФ, на кислородном — 36 АТФ, всего 38 АТФ.
  3. При окислении 112 молекул глюкозы образуется 112*38 = 4256 молекул АТФ.

№27

Известно, что у лисиц встречается ценная окраска меха — платиновая, обусловленная доминантным геном, вызывающим в гомозиготном состоянии гибель зародышей на ранней стадии развития. Составьте схему скрещивания двух платиновых лисиц, определите генотипы родителей, возможного потомства. Какова вероятность рождения особей с ценным мехом?

ответ

Дано:

A — платиновая окраска,

АА — нежизнеспособная особь,

а — черный окрас.

Мать Аа, отец Аа.

Решение:

P

Аа

×

Аа

 

G

А

а

А

а

F1

АА

Аа

Аа

аа

 

нежизн.

плат.

плат.

черн.

Ответ:

  1. Генотипы родителей: мать Аа, отец Аа.
  2. Генотипы и фенотипы потомства: АА (нежизнеспособная особь), Аа (платиновая окраска), аа (черная окраска).
  3. Вероятность рождения особей с ценным мехом 50%.

№28

Проанализируйте таблицу «Содержание белков в органах и тканях человека».

Содержание белков в органах и тканях человека

 

 

 

Органы и ткани

Содержание белков, %

 

 

 

Органы и ткани

Содержание белков, %

 

от сухой массы

от общего количества белка

в организме человека

 

от сухой массы

от общего количества белка

в организме человека

Кожа

63

11,5

Почки

72

0,5

Кости

(твердые ткани)

20

18,7

Поджелудочная железа

47

0,1

Зубы

(твердые ткани)

18

0,1

Пищеварительный тракт

63

1,8

Поперечнополосатые мышцы

80

34,7

Жировая ткань

14

6,4

Мозг и нервная ткань

45

2,0

Остальные ткани: жидкие плотные

 

85

54

 

1,4

14,6

Печень

57

3,6

Сердце

60

0,7

Легкие

82

3,7

Все тело

45

100

Селезенка

84

0,2

     

Выберите предложения, которые можно сформулировать на основании анализа представленных данных:

  1. Наибольшее количество белка от общего его содержания в организме находится в поперечнополосатой мышечной ткани.
  2. Количество белка зависит от массы органа.
  3. Количество белка в тканях зависит от возраста.
  4. Содержание белка в печени выше, чем в поджелудочной железе.
  5. Меньше всего белка содержится в жировой ткани.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно