Вариант 2

Время
3:30:00
№1

Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) оборона Шипки

2) Грюнвальдская битва

3) первая пятилетка

ответ

№2

Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

CОБЫТИЯ

ГОДЫ

A) Стояние на Угре

1) 1772

Б) Бородинская битва

2) 1711

В) Первый раздел Речи Посполитой

3) 1812

Г) Учреждение Сената

4) 1521

 

5) 1853

 

6) 1480

ответ

№3

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к периоду Смутного времени.

1) самозванец; 2) семибоярщина; 3) славянофил; 4) тушинский вор; 5) коллегии; 6) ополчение.

Найдите и запишите порядковые номера терминов, относящихся к другому историческому периоду.

ответ

№4

Запишите термин, о котором идёт речь.

Способ содержания должностных лиц за счёт местного населения на Руси до середины XVI в.

ответ

№5

Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго столбца.

CОБЫТИЯ (ПРОЦЕССЫ, ЯВЛЕНИЯ)

ФАКТЫ

A) Аграрная реформа П. А. Столыпина

1) образование Государственного Совета

Б) Правление Елизаветы Петровны

2) учреждение Синода

В) Княжение Василия II Темного

3) отмена крепостного права в Прибалтике

Г) Государственные преобразования Петра Великого

4) феодальная война на Руси

 

5) учреждение Академии художеств

 

6) создание хуторов и отрубов



ответ

№6

Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

А)

«Пошел Юрий воевать Новгородскую волость и, придя, взял Новый Торг и всю Мету. А к Святославу послал Юрий,  повелел  ему воевать Смоленскую волость. И Святослав пошел и захватил голядь вверх по Протве;   и дружина Святослава набрала там пленных. И прислал к нему Юрий со словами: "Приди ко мне, брат, в Москву". Святослав поехал к нему с сыном своим Олегом и с небольшою дружиной и взял с собой Владимира Святославича.

А Олег поехал вперед к Юрию и подарил ему барса. Вслед за ним приехал его отец Святослав, и они сердечно встретились с поцелуями в пятницу, в день похвалы святoй Богородицы, и были веселы. На другой день повелел Юрий устроить большой пир (обед силен) и оказал князьям великую честь; и дал Святославу, в знак любви, много даров, и одарил сына его Олега, и Владимира Святославича, и Святославовых мужей, и так

отпустил их. < ...>».

Б)

«Заложил … город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах - святой Богородицы благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил … церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев,      и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого    на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным».

ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. В летописи говорится о правлении князя Владимира Святого.
  2. Речь идёт о княжении Ярослава Мудрого.
  3. В летописи дано первое упоминание о Москве.
  4. Князь Юрий, упомянутый в летописи, получил прозвище Долгорукий.
  5. События летописи относятся к началу XIII века.
  6. Описываемые события происходили в XI веке.
ответ

№7

Что из перечисленного относится к правлению Екатерины II? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Участие России в Северной войне.
  2. Манифест о вольности дворянства.
  3. Присоединение Крыма к России.
  4. Итальянский поход Суворова.
  5. Издание книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».
  6. Основание Черноморского флота.
ответ

№8

Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.

А)                          конференция «Большой тройки» проходила в феврале 1945 г.

Б)                          — летчик, Герой Советского Союза, после ранения и ампутации ног вернулся в строй и продолжал летать на протезах.

В) 10 июля 1941 года началась                         .

Пропущенные элементы:

  1. Ялтинская (Крымская) 
  2. Н.Ф. Гастелло 
  3. Смоленская 
  4. Потсдамская
  5. Мересьев А.П.
  6. Курская
ответ

№9

Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

УЧАСТНИКИ

А) Право ссылать крепостных в Сибирь

1) Петр Великий

Б) Восстание Кондратия Булавина

2) П. И. Багратион

В) Бородинская битва

3) А. В. Суворов

Г) Жалованная грамота дворянству

4) Елизавета Петровна

 

5) Екатерина II

 

6) Петр III

 



ответ

№10

Прочтите отрывок из документа и напишите год, в котором он был принят.

«3. Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах, III Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов постановляет далее:

а) В осуществление социализации земли частная собственность на землю отменяется и весь земельный фонд объявляется общенародным достоянием и передается трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования….

б) Как первый шаг к полному переходу фабрик, заводов, рудников, железных дорог и прочих средств производства и транспорта в собственность Советской рабоче-крестьянской Республики подтверждается советский закон о рабочем контроле и о Высшем Совете Народного Хозяйства в целях обеспечения власти трудящихся над эксплуататорами.»

ответ

№11

Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведённый ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.

Век

Событие истории России

Событие истории зарубежных стран

                                        (А)

                                      (Б)

Казнь Людовика XVI

XVII в.

                                        (В)

«Славная революция» в Англии

                                        (Г)

Провозглашение курса на ликвидацию кулачества как класса

                                        (Д)

XIX в.

Создание III Отделения императорской канцелярии

                                        (Е)

Пропущенные элементы:

  1. создание Верховного тайного совета
  2. провозглашение Германской империи
  3. XVIII в.
  4. заключение Вестфальского мира
  5. убийство Дж. Кеннеди
  6. XX в.
  7. избрание Михаила Романова на царствование
  8. созыв Учредительного собрания в России
  9. XIX в.
ответ

№12

Прочтите отрывок из документа.

«1. Будет кто каким умышлением учнет мыслити на Государское здоровье злое дело, и про то его злое умышление кто известитъ, и по тому извету про то его злое умышление сыщется до пряма, что он на Царское Величество злое дело мыслил, и делать хотел: и такова по сыску казнити смертию.

2. Также будет кто при державе Царского Величества, хотя Московским государством завладеть и Государем  быть,  и для того своего злова умышления начнет рать сбирать, или кто Царского  Величества с недруги учнет дружитися,   и советными грамотами ссылатися, и помочь им всячески чинити, чтобы тем Государевым недругам, по его ссылке, Московским государством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщется про тое его измену допряма: и такова изменника по тому же казнити смертию.

3. A поместья и вотчины и животы изменничьи взяти на государя».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. выдержки приведены из Соборного Уложения 1649 г.
  2. отрывок взят из «царского судебника» Ивана IV
  3. в этом Судебнике говорится об ограничении выхода крестьян Юрьевым днём
  4. в документе идёт речь о защите чести и достоинства русского царя
  5. данный документ был принят при царе Фёдоре Ивановиче
  6. так же в этом документе идёт речь о прикреплении крестьян и посадских к месту проживания.
ответ

№13

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите название государства, в результате разделов которого в состав Российской империи вошла территория, обозначенная буквой «А».

ответ

№14

Рассмотрите схему и выполните задание

Напишите фамилию полководца, под командованием которого русская армия в 1790 г. овладела крепостью, обозначенной на схеме цифрой «1».

ответ

№15

Рассмотрите схему и выполните задание

Назовите монарха, правившего в период проведения морской экспедиции, обозначенной пунктирными стрелками.

ответ

№16

Рассмотрите схему и выполните задание

Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. В военных действиях, обозначенных на схеме чёрными стрелками, противником России была Османская империя.
  2. В морском сражении, обозначенном на схеме цифрой «2», русским флотом командовал Ф.Ф. Ушаков.
  3. Территория, обозначенная на схеме буквой «Б», вошла в состав Российской империи по условиям Кючук- Кайнарджийского мирного договора.
  4. В районе наибольшего сосредоточения металлургических заводов, обозначенном на схеме, во второй половине XVIII в. применялся преимущественно вольнонаёмный труд.
  5. Среди участников восстания, события которого изображены на данной карте, были только казаки и помещичьи крестьяне.
  6. Большинство обозначенных на схеме центров текстильной промышленности находилось в центральных губерниях Европейской части России.
ответ

№17

Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) колокольня Ивана Великого

Б) «Золотые ворота» во Владимире

В) храм Спаса на Нередице

Г) храм Покрова в Филях

1)      Достраивался при Борисе Годунове

2)      Создан в правление Всеволода Большое Гнездо

3)      Самое высокое каменное сооружение в Москве до 1953 года

4)      Создан в правление Андрея Боголюбского

5)      Построен в стиле «нарышкинского» барокко

6)      Находится в Великом Новгороде



ответ

№18

Рассмотрите изображение и выполните задание

Какие суждения об этом изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. Данный памятник был воздвигнут дочерью личности, увековеченной в нем.
  2. Данный памятник был создан итальянским архитектором.
  3. Данный памятник был воздвигнут в городе, основанном личностью, которой посвящён памятник.
  4. Возведение данного памятника было завершено уже после смерти правителя, начавшего его возведение.
  5. Данный памятник выполнен из бронзы.
ответ

№19

Рассмотрите изображение и выполните задание

Содержание каких из представленных памятников изобразительного искусства имеет отношение к правлению того же правителя, при котором было завершено возведение памятника из задания 18?

В ответе запишите две цифры, которыми они обозначены.

1.    2.

3.   4.

ответ

№20

Прочтите отрывок из исторического источника икратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Видя себя полезным отечеству не более рядового гусара, я решился просить себе отдельную команду… Двадцать первого августа князь позвал меня к себе; представ к нему, я объяснил ему выгоды … войны при обстоятельствах того времени: "Неприятель идет одним путем, - говорил я ему, - путь сей протяжением своим вышел из меры; транспорты жизненного и боевого продовольствия неприятеля покрывают пространство от Гжати до Смоленска и далее. Между тем обширность части России, лежащей на юге Московского пути, способствует изворотам   не только партий, но и целой нашей армии. … Оставя достаточное число их для содержания аванпостов, надо разделить остальное на партии и пустить их в средину каравана, следующего за Наполеоном.

Между тем неприятельская армия стремилась к столице. Несчетное число обозов, парков, конвоев и шаек мародеров следовало за нею по обеим сторонам дороги, на пространстве тридцати или сорока верст. Вся эта сволочь, пользуясь безначалием, преступала все меры насилия и неистовства. Пожар разливался по сей широкой черте опустошения, и целые волости с остатком своего имущества бежали от сей всепожирающей лавы, куда

- и сами не ведали. Но чтобы яснее видеть положение моей партии, надобно взять выше: путь наш становился опаснее по мере удаления нашего от армии. В каждом селении ворота были заперты; при них стояли стар и млад с вилами, кольями, топорами и некоторые из них с огнестрельным оружием. … едва сомнение уступало место уверенности, что мы русские, как хлеб, пиво, пироги подносимы были солдатам.

Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: "Отчего вы полагали нас французами?" Каждый раз отвечали они мне: "Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо". - "Да разве я не русским языком говорю?" - "Да ведь у них всякого сбора люди!" Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным.

Но сколь опасности сии были ничтожны перед ожидавшими нас на пространстве, занимаемом неприятельскими отрядами и транспортами! Малолюдность партии в сравнении с каждым прикрытием транспорта и даже         с каждою шайкой мародеров; при первом слухе о прибытии нашем в окрестности Вязьмы, сильные отряды, нас ищущие; жители, обезоруженные и трепещущие французов, следственно, близкие нескромности, - все угрожало нам гибелью».

20

Укажите десятилетие, в рамках которого происходили события, упомянутые события. Укажите имя и фамилию автора этих записок. Укажите название периода в истории России, в рамках которого происходили описываемые в дневнике события.

ответ

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) десятилетие – 1810-е гг.;

2) автор – Денис Давыдов;

3) название периода – «Отечественная война 1812 года»

№21

Прочтите отрывок из исторического источника икратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Видя себя полезным отечеству не более рядового гусара, я решился просить себе отдельную команду… Двадцать первого августа князь позвал меня к себе; представ к нему, я объяснил ему выгоды … войны при обстоятельствах того времени: "Неприятель идет одним путем, - говорил я ему, - путь сей протяжением своим вышел из меры; транспорты жизненного и боевого продовольствия неприятеля покрывают пространство от Гжати до Смоленска и далее. Между тем обширность части России, лежащей на юге Московского пути, способствует изворотам   не только партий, но и целой нашей армии. … Оставя достаточное число их для содержания аванпостов, надо разделить остальное на партии и пустить их в средину каравана, следующего за Наполеоном.

Между тем неприятельская армия стремилась к столице. Несчетное число обозов, парков, конвоев и шаек мародеров следовало за нею по обеим сторонам дороги, на пространстве тридцати или сорока верст. Вся эта сволочь, пользуясь безначалием, преступала все меры насилия и неистовства. Пожар разливался по сей широкой черте опустошения, и целые волости с остатком своего имущества бежали от сей всепожирающей лавы, куда

- и сами не ведали. Но чтобы яснее видеть положение моей партии, надобно взять выше: путь наш становился опаснее по мере удаления нашего от армии. В каждом селении ворота были заперты; при них стояли стар и млад с вилами, кольями, топорами и некоторые из них с огнестрельным оружием. … едва сомнение уступало место уверенности, что мы русские, как хлеб, пиво, пироги подносимы были солдатам.

Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: "Отчего вы полагали нас французами?" Каждый раз отвечали они мне: "Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо". - "Да разве я не русским языком говорю?" - "Да ведь у них всякого сбора люди!" Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным.

Но сколь опасности сии были ничтожны перед ожидавшими нас на пространстве, занимаемом неприятельскими отрядами и транспортами! Малолюдность партии в сравнении с каждым прикрытием транспорта и даже         с каждою шайкой мародеров; при первом слухе о прибытии нашем в окрестности Вязьмы, сильные отряды, нас ищущие; жители, обезоруженные и трепещущие французов, следственно, близкие нескромности, - все угрожало нам гибелью».

21

О какой войне (о каком движении в ходе войны) рассказывает автор? Назовите ещё двух руководителей такого движения/способа ведения военных действий.

ответ

№22

Прочтите отрывок из исторического источника икратко ответьте на вопрос. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Видя себя полезным отечеству не более рядового гусара, я решился просить себе отдельную команду… Двадцать первого августа князь позвал меня к себе; представ к нему, я объяснил ему выгоды … войны при обстоятельствах того времени: "Неприятель идет одним путем, - говорил я ему, - путь сей протяжением своим вышел из меры; транспорты жизненного и боевого продовольствия неприятеля покрывают пространство от Гжати до Смоленска и далее. Между тем обширность части России, лежащей на юге Московского пути, способствует изворотам   не только партий, но и целой нашей армии. … Оставя достаточное число их для содержания аванпостов, надо разделить остальное на партии и пустить их в средину каравана, следующего за Наполеоном.

Между тем неприятельская армия стремилась к столице. Несчетное число обозов, парков, конвоев и шаек мародеров следовало за нею по обеим сторонам дороги, на пространстве тридцати или сорока верст. Вся эта сволочь, пользуясь безначалием, преступала все меры насилия и неистовства. Пожар разливался по сей широкой черте опустошения, и целые волости с остатком своего имущества бежали от сей всепожирающей лавы, куда

- и сами не ведали. Но чтобы яснее видеть положение моей партии, надобно взять выше: путь наш становился опаснее по мере удаления нашего от армии. В каждом селении ворота были заперты; при них стояли стар и млад с вилами, кольями, топорами и некоторые из них с огнестрельным оружием. … едва сомнение уступало место уверенности, что мы русские, как хлеб, пиво, пироги подносимы были солдатам.

Сколько раз я спрашивал жителей по заключении между нами мира: "Отчего вы полагали нас французами?" Каждый раз отвечали они мне: "Да вишь, родимый (показывая на гусарский мой ментик), это, бают, на их одёжу схожо". - "Да разве я не русским языком говорю?" - "Да ведь у них всякого сбора люди!" Тогда я на опыте узнал, что в Народной войне должно не только говорить языком черни, но приноравливаться к ней и в обычаях и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду, вместо ордена св. Анны повесил образ св. Николая и заговорил с ними языком народным.

Но сколь опасности сии были ничтожны перед ожидавшими нас на пространстве, занимаемом неприятельскими отрядами и транспортами! Малолюдность партии в сравнении с каждым прикрытием транспорта и даже         с каждою шайкой мародеров; при первом слухе о прибытии нашем в окрестности Вязьмы, сильные отряды, нас ищущие; жители, обезоруженные и трепещущие французов, следственно, близкие нескромности, - все угрожало нам гибелью».

22

Каков итог описываемых событий этого периода? Привлекая исторические знания, укажите не менее двух причин, приведших к такому итогу.

ответ

№23

Известно, что во главе объединения русских земель в XIV в. стремились встать Литва, Тверь и Москва. Однако, именно Москва стала центром объединения русских земель. Объясните, в чём состояли преимущества Москвы перед другими претендентами (приведите три объяснения).

ответ

№24

По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения.

 

«В период «перестройки» М. С. Горбачёва начинается распад Советского Союза».

 

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение:

1) …

2) …

Аргументы в опровержение:

1) …

2) …

ответ

№25

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1223 – 1241 гг.; 2) 1741 – 1761 г.; 3) декабрь 1925 г. – 1937 г.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

 

ответ

Нажми, чтобы завершить тест и увидеть результаты

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Сообщить об ошибке

Опишите ошибку в задании подробнее...

Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно