14. Теория Читать 0 мин.
14.183. Морфологические нормы
Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.
Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
>Трудные случаи образован>ия форм имён существительных
Именительный падеж множественного числа - а, - я - ы, -и
борт - борта
вексель - векселя
вензель – вензеля
директор – директора
катер – катера
кузов – кузова
купол – купола
окорок – окорока
округ – округа
паспорт – паспорта
погреб – погреба
профессор – профессора
сторож –сторожа
тенор – тенора
фельдшер – фельдшера
хутор – хутора
бухгалтер –бухгАлтеры
возраст - вОзрасты
грифель – грИфели
грунт – грУнты
диспетчер – диспЕтчеры
договор – договОры
инженер – инженЕры
конструктор – констрУкторы
лектор – лЕкторы
лифт – лИфты
порт– пОрты
принтер – прИнтеры
прожектор – прожЕкторы
редактор – редАкторы
свитер – свИтеры
сектор – секторы
склад – склАды
слесарь – слЕсари
торт – тОрты
тренер – тренеры
>
>Родительный падеж множественного числа ->ов>, -ев нулевое
Названия национальностей:
бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов,
таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов армян,
башкир, болгар, бурят, грузин
Растительный мир:
абрикосов, ананасов, апельсинов, баклажанов
бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов, яблок
Единицы измерения:
байтов, гектаров, граммов, каратов, килограммов,
километров, вольт
Парные предметы:
боков, бронхов, джинсов, гольфов, клипсов, носков,
рельсов ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт
Названия предметов и явлений:
браслетов, брелоков, габаритов, купонов,
нервов, рельсов погонь, мест, окон, стёкол
Сущ. ж.р. и общ. р. :
ведомостЕй (обратите внимание на ударение),
лопастЕй,
скоростЕй,
четвертЕй,
мОщностей,
Отраслей,
рАспрей,
скАтертей
вАфель,
пЕтель,
потЕрь,
тУфель,
барж,
кочерЁг,
манжЕт,
серЁг,
сирОт
Сущ. ж.р. на –ня:
богинь,
погонь,
тихонь,
яблонь;
басен,
башен,
вишен,
пашен,
сотен,
спален,
сплетен,
тамОжен,
черешен;
барышень,
боярышень,
деревень,
кухонь
Следует запомнить: солнце – солнц.
>
> >Образование степеней сравнения
-
-ее (-ей): сильнее
-
-ше : раньше
-
-е : реже
-
более…: более сильный
-
менее…: менее сильный
-
айш (ий): строжайший
-
-ейш (ий): сильнейший
-
сравнит. степень + всего (всех): глубже всех
-
наиболее (наименее) …: наиболее качественный
-
самый глубокий
Очень часто в задании ЕГЭ встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
>
>Склонение имён числительных
-
Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:
-
с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);
-
с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);
-
с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).
-
Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).
>
>Трудные случ>аи образования форм глаголов
-
Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов
-
В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь..
-
Глагол класть (всегда без приставки)
-
Глаголы положить, выложить, уложить, сложить (всегда с приставкой)
-
У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.