46. Алгебра
Читать 0 мин.
46.247. Степени и корни
Для того, чтобы возвести число в степень с натуральным показателем $ n $ , нужно умножить число само на себя $ n $ раз:
$ a^{n}\underbrace{a\cdot a \cdot...\cdot a}_n $
В этой записи $ a $ – основание, $ n $ – показатель степень.
Для проведения вычислений удобно использовать формулы преобразования выражений со степенями. Они универсальны и работают для любых показателей (целых, рациональных или иррациональных).
Правило | Формула |
---|---|
Любое число в нулевой степени равно единице | $ a^{0}=1 $ |
Любое число в первой степени равно самом себе | $ a^{1}=a $ |
Единица в любой степени равна единице | $ 1^{m}=1 $ |
При перемножении степеней одинаковыми основаниями их показатели складываются, а основание не меняется | $ a^{m} \cdot a^{n}=a^{m+n} $ |
При делении степеней с одинаковыми основаниями из показателя делимого вычитается показатель делителя, а основание не меняется | $ \frac {a^{m}}{a^{n}}=a^{m-n} $ |
При возведение степени в степень показатели перемножаются, а основание не меняется | $ (a^{n})^{m}=a^{mn} $ |
Степень произведения равна произведению степеней | $ (ab)^{n}=a^{n} \cdot b^{n} $ |
Степень частного равна частному степеней | $ \big( \frac{a}{b} \big)^{m}=\frac{a^{m}}{b^{m}}$ |
При возведении в отрицательную степень, основание степени "переворачивается", и знак показателя степени меняется на противоположный | $ a^{-n}= \frac {1}{a^{n}}= \big( \frac {1}{a} \big)^{n} $ |
Применим эти правила для решения следующих задач.
Пример 1
$ \frac{3^{5}}{3^{3}}=3^{5-3}=3^{2}=9 $
Воспользуемся формулой для частного степеней с одинаковыми основаниями.
Пример 2
$ \frac {20^{3}}{10^{3}} = \big( \frac {20}{10} \big)^{3}=2^{3}=8 $
Так как степень частного равна частному степеней, занесем всю дробь под одну степень.
Пример 3
$ \frac {1}{2^{-2}} = \frac {1^{-2}}{2^{-2}} = \big( \frac {1}{2} \big)^{-2}=2^{2}=4 $
Для удобства представим $ 1=1^{-2} $ и занесем всю дробь под одну степень.
Иногда для записи дробных степеней используют специальный знак – корень. На самом деле корень - всего лишь дробная степень:
$ \sqrt[n]{a}=a^{ \frac {1}{n}} $
Чаще всего встречается квадратный корень из числа:
$ \sqrt{a}=a^{ \frac {1}{2}} $
Выражения с корнями преобразуется по тем же правилам, что и все остальные степени.
Следует различать корни нечетной степени $ \sqrt[3]{a}, \; a^{ \frac {1}{5}} $ и корни четной степени $ \sqrt{a},\; a^{ \frac {3}{8}} $ .
Корень нечетной степени из отрицательного числа – отрицательное число; из положительного – положительное.
$ \sqrt[3]{-27}=-3 $
Корень четной степени берется только из неотрицательного числа. Само значение корня четной степени может быть только неотрицательным.
$ \sqrt{4}=2 $,
$ \sqrt{-4} $ - не существует.
Пример 4
$ \sqrt{a^{2}} = \sqrt {|a|^{2}} = |a| $
$ a^{2} \geq 0 $, следовательно, корень из этого выражения существует. При этом значение $ a $ может быть любым. Если действовать по правилам степеней без модуля, имеем:
$ \sqrt{a^{2}} = a^{ \frac {2}{2}}=a^{1}=a $.
В случае отрицательного $ a $ получаем, что корень четной степени равен отрицательному числу, что невозможно.
Пример 5
$ \sqrt[3]{2} \cdot \sqrt[3]{32}=\sqrt[3]{64}=64^{\frac {1}{3}}=4 $
Так как корень – это степень, то можем воспользоваться правилом «степень произведения равна произведению степеней».
Пример 6
$ \frac {\sqrt{3}}{\sqrt{12}}=\sqrt {\frac {3}{12}}=\sqrt {\frac {1}{4}}=\frac {1}{2}=0,5 $
Частное степеней равно степени частного, поэтому занесем всю дробь под общий корень.
Пример 7
$ 4^{\frac {3}{2}}=4^{3 \cdot \frac {1}{2}}=(\sqrt {4})^{3}=2^{3}=8 $
Представим число $ \frac {3}{2}=3 \cdot \frac {1}{2} $ в виде произведения, чтобы можно было воспользоваться правилом «При возведении степени в степень показатели перемножаются, а основание не меняется» в обратную сторону.
Помимо выражений с числами, в заданиях часто встречаются выражения с символьными переменными. К счастью, выписанные нами формулы, продолжают работать и в этом случае.
Пример 8
$ \frac {a^{2} \cdot (a^{\frac {5}{2}})^{2}}{a^{7}}=\frac {a^{2} \cdot a^{\frac {5}{2} \cdot 2}}{a^{7}}=a^{2+5-7}=a^{0}=1 $
Возведем степень в степень, перемножая показатели. Так как все основания одинаковые, то заменим произведение степеней на сумму показателей, а частное – на разность. Основание при этом не меняем.
Пример 9
$ \sqrt [7]{b^{10}} \cdot \big( \sqrt[7]{b} \big)^{-3}=b^{\frac {10}{7}} \cdot \big( b^{\frac {1}{7}} \big)^{-3}=b^{\frac {10}{7}} \cdot b^{\frac {-3}{7}}=b^{\frac {10}{7} - \frac {3}{7}}=b^{1}=b $
Перепишем корень как дробный показатель. Заменим возведение степени в степень на произведение показателей. Затем преобразуем произведение степеней, сложив их показатели.