19. Древняя Русь Читать 0 мин.
19.81. Первые русские князья
1. Восточнославянские племена VIII-IX вв.
«Повесть временных лет» повествует, что накануне объединения большинства восточнославянских племен под властью единого центра – Киева существовало по меньшей мере 14 крупных племенных союзов:
1. поляне (жители полей), ареал обитания – среднее Поднепровье, центр – Киев
2. новгородские словене, ареал обитания – на севере от полян, самое северное племя, центры – Новгород, Ладога
3. древляне (жители лесов), ареал обитания – северо-западнее полян, центр – Искоростень
4. дреговичи (жители болот), ареал обитания – севернее древлян (территория современной Беларуси), крупные центры отсутствуют
5. северяне, ареал обитания - к востоку от полян (по рекам Десна, Сейм, Сула), центр - Чернигов
6. вятичи, ареал обитания – на северо-востоке от северян (междуречья Оки, Клязьмы и Волги), центры – Ростов, Суздаль
7. кривичи, ареал обитания - между вятичами и полянами (в верховьях Волги, Днепра и Западной Двины), центр – Смоленск
8. полочане, ареал обитания – юго-западнее кривичей (бассейн Западной Двины), центр - Полоцк
9. радимичи, ареал обитания – южнее кривичей, севернее полян (по рекам Сож и Сейм), крупные центры отсутствуют
10. волыняне, бужане, белые хорваты, ареал обитания – юго-западнее полян (бассейн реки Буг), самые западные племена
11. уличи, тиверцы, ареал обитания – южнее полян, самые южные племена
Во всех древних описаниях расселения восточнославянских племен говорится о том, что жили они не изолированно от своих иноязычных соседей. Так, например, в районе ареала обитания новгородских словен и по соседству с вятичами и кривичами жили угро-финские племена:
-
меря
-
весь
-
корела
-
чудь
-
мурома
-
мордва
Собирая дань с окрестных племен, некоторые славяне сами находились в состоянии даннической зависимости от более сильных иноплеменных соседей.
Хазары собирали дань с:
-
полян
-
северян
-
радимичей
Варяги собирали дань с:
-
новогородских словен
-
кривичей
-
чуди
-
мери
2. Общественный строй славян
Поговорим о том, как жили восточные славяне и как было устроено их общество. Надо признать, что количество свидетельств, способных пролить свет на особенности общественного строя славян, ограничено. Поэтому позволим себе остановиться лишь на некоторых более общих, но достоверно известных тезисах о славянском обществе.
VI - VIII вв. – время разложения родоплеменного строя у наших предков. На смену племенам постепенно приходят военно-политические образования, возглавляемые князьями, в то же время растет роль как самого князя, так и возглавляемых им дружинников. Ключевая функция князя на начальном этапе – исключительно военная: защита подвластных территорий от внешних врагов. За свою «работу» князь и дружинники должны получать плату, ведь формально они могли бы в это время возделывать землю и выращивать хлеб, поскольку они этого не делают по уважительной причине – населению следует обеспечить князя и дружину всем необходимым для жизни (пища, одежда, жилье). Поэтому князь начинает регулярно объезжать территории с подвластным населением и собирает с них дань (полюдье).
На данном этапе внутри славянского общества формируется переходная к государству форма управления - военная демократия.
Признаки военной демократии:
-
все члены племени или племенного союза, разумеется, речь о мужчинах, участвуют в решении насущных задач племени
-
народное собрание, состоящие из мужчин, выступает высшим органом власти
-
пожалуй, важнейший признак - всеобщее вооружение населения
Таким образом, к VIII в. славяне находились уже в нескольких шагах от создания государства, то есть все предпосылки к этому имелись. Открытым оставался лишь вопрос о том, какой племенной союз примет на себя бремя объединителя и в какой конкретный момент это произойдет.
Процесс создания государства был ускорен благодаря:
-
борьбе с военно-торговой экспансией варягов
-
агрессии Хазарского каганата, в зависимости от которого находилось большинство восточнославянских племен
3. Хозяйство славян
Что собой представляла жизнь восточнославянских племенных союзов накануне появления у них государства? Давайте сперва посмотрим на список занятий восточных славян, а точнее двух племенных союзов: полян и новгородских словен. Поляне, напомним, проживали в среднем Поднепровье, то есть фактически располагались очень удачно – в самом центре восточнославянских земель. Новгородские словене занимали большие пространства на самом севере. Занятия полян: пашенное земледелие, скотоводство, коневодство, огородничество, железоделательное и гончарное производство. Занятия новгородских словен: мореходство, торговля, ремесла, рыбная ловля.
Различные природные условия и особенности географического положения диктовали свои условия и определяли способы и технологии ведения хозяйства различных племен.
Но когда мы ведем речь об основных чертах хозяйства восточнославянских племенных союзов, то имеем в виду, прежде всего, уровень развития Среднего Поднепровья, то есть ориентируемся на наиболее развитый племенной союз – полян.
Наиболее широкое развитие у полян получило земледелие. Виды сельскохозяйственной техники восточных славян: рало (примитивный плуг), плуг (с IX-X вв.), железные серпы.
Восточные славяне занимались не только земледелием. Рядом с их селениями находились также луга, где производился выпас крупного рогатого скота и овец; жители разводили свиней и кур. В качестве тягловой силы в хозяйстве использовали волов и лошадей. Охотились на лосей, оленей, серн, птиц, добывали пушного зверя.
Ценный мех обменивали и продавали, в том числе в Византию. Мех стал единицей обложения данью славянских, балтских и угро-финских племен, стал, по сути, эквивалентом металлических денег. Один из видов металлической монеты на Руси так и называли - кунами, буквально - куницами.
Восточные славяне активно занимались бортничеством, собирая мед и воск и широко используя их в хозяйстве.
Шло время, и наступил момент, когда у отдельной семьи отпала необходимость прибегать постоянно к поддержке рода. Родовое хозяйство начало постепенно распадаться. Родовая община становилась соседской, где каждая семья имела право на свою долю общинной собственности.
В таких условиях происходит очередной виток стремительного роста авторитета и власти князей и дружинников, а также тех, кто обслуживает духовные потребности этого уже почти родившегося государства – шаманов и колдунов, жрецов и волхвов разных мастей. Это было время зарождения - имущественного неравенства.
В VIII—IX вв. зародился знаменитый путь «из варяг в греки» (смотри карту!), который стал связующим звеном для всех земель восточных славян и на несколько веков главной торговой артерией. На этом пути как грибы после дождя возникали крупные славянские городские центры — Киев, Смоленск, Любеч, Новгород.
Помимо «пути из варяг в греки» существовал восточный торговый путь, который проходил по Дону и Волге.
Восточные славяне по темпам своего развития находились на среднем уровне. И если от стран Запада они просто отставали, то Византийская империя и Арабский халифат, казалось, находятся на какой-то недосягаемой высоте.
4. Верования славян
Верования славян были связаны первоначально, главным образом, с сельским хозяйством. Смысл языческих верований и сопутствующих им обрядов – воздействовать на силы природы в надежде получить хороший урожай. Сам человек от природы не отделялся, считаясь ее частью.
В славянском языческом мире существовало множество существ, которые отождествлялись с силами природы, чаще их старались «умилостивить», упросить о чем-то, реже – напугать, но с той же целью – добиться для себя лучшей доли.
Тех, кто якобы мог управлять силами природы, называли волхвами. Именно к ним спешили за помощью в случае голода, болезней, неурожаев. Язычество являлось политеистической религией: у славян было множество богов.
Бог небес и огня именовался Бог или Сварог и представлялся в образе молодого кузнеца.
К земным божествам, которые могли направлять судьбы людей, относились: Ладо (бог мира, весны, любви); Даждьбог (Ярило, Хорос) ― бог солнца; Стрибог (бог ветра); Велес (бог торговли, покровитель скота); Симаргл (бог семян и растений); Мокошь (богиня воды, плодородия и материнства); Перун (бог грома и молнии) и др.
Наряду с крупными, так сказать, важными божествами, существовали и мелкие или малозначительные, зона ответственности которых была намного уже, а сил и способностей – меньше, как правило, они привязывались территориально к какому-то конкретному месту ― демоны, нимфы, дриады, лешие, водяные.
Поскольку в те далекие времена еще не существовало мест общественного отправления культа (храмов или подобных им сооружений), то обычно изображения богов в виде каменных или деревянных фигур (идолов) ставились на определенных открытых местах ― капищах, а жертвоприношения, которые приносились богам, назывались ― требы.
Со временем одним из самых почитаемых богов становится Перун - бог войны, грома и молнии, покровитель князя и дружины, что само по себе является показателем того, что скоро здесь появится государство.
Таким образом, в основе славянского язычества лежит два культа: это культ природы и культ предков. Культ природы помогал оформить и закрепить связь человека с природой, а культ предков способствовал формированию у славян семейных ценностей.
Клятва Сварожича. Б. Ольшанский.
4. Правление Рюрика, Олега, Игоря, Ольги
Князь Рюрик (годы правления 862-879 гг.)
Рюрик был призван на Русь, согласно «Повести временных лет», в 862 году. Пришел он не один, а с братьями Синеусом и Трувором. Придя на Русь, Рюрик сел княжить в Новгороде, Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске. Именно Рюрик стал основателем династии Рюриковичей, которая будет править на Руси, а затем – в России до 1598 года.
Часть современных исследователей склонна считать, что история с Рюриком и братьями – есть не что иное, как более поздняя вставка в летопись, обусловленная причинами исключительно политическими. Другая часть дает право на существование Рюрику, но считает, что Синеус и Трувор – фигуры уж точно вымышленные.
В рамках нашего исторического повествования мы позволим себе считать Рюрика реальной исторической личностью, про которую нам известно несколько фактов, касающихся присоединения к новорожденному государству первых племен: в 883 год – древлян, в 884 год – северян, в 885 год – радимичей.
Примерно в это же время в 862 году Аскольд и Дир, являвшиеся вероятно дружинниками Рюрика, следовавшие в Константинополь с амбициозными планами – ни много ни мало, а установить контроль над путем «из варяг в греки», буквально натыкаются на Киев и как бы между прочим устанавливают там свою власть.
Далее о Рюрике нам известно, что в 879 году он умирает в Новгороде, оставляя малолетнего сына Игоря на попечении у регента Олега, который был то ли родственником, то ли дружинником, то ли просто близким другом Рюрика.
Олег (годы правления 879-912 гг.)
Именно Олега часто рассматривают как истинного основателя Древнерусского государства. В 879 году он, согласно летописи, стал во главе государства и должен был находиться на этом месте до того момента, пока Игорь Рюрикович не будет готов взять власть в свои руки.
В 882, как свидетельствует та же летопись, Олег отправляется в поход на Киев и успешно захватывает будущую столицу Киевской Руси. Началом образования Древнерусского государства является момент захвата Киева и переноса туда столицы нового государства. Кроме того, им Олег облагает данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей.
Князь Олег
Еще один важный политический шаг Олега ― поход на Константинополь (в русских летописях – Царьград, современное название – Стамбул). Согласно летописным источником, в 907 году Олег отправился в поход на Царьград.
Византийский император Лев VI Философ отдал приказ закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив, таким образом, варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Князь согласился. Главным результатом похода и первой внешнеполитической победой Руси стал торговый договор о беспошлинной торговле русских купцов в Византии.
Олег прибивает щит свой к вратам Царьграда. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
В 911 году между Русью и Византией был заключен первый письменный договор, подтвердивший все ранее полученные привилегии русских купцов. Договор также устанавливал дружественные отношения между государствами, определял порядок выкупа пленных, наказания за уголовные преступления, совершённые греческими и русскими купцами в Византии, правила ведения судебного процесса и наследования, создавал благоприятные условия торговли для русских и греков (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег).
Игорь Рюрикович (годы правления 912-945 гг.)
После смерти Олега в 912 году Игорь стал правителем Киевской Руси.
В правление князя Игоря территория Руси впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, выторговав для Руси 5 спокойных лет. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Константинополь, который закончился бесславным поражением русского войска.
Князь Игорь.
Желая взять реванш после поражения первого похода на Константинополь, князь Игорь предпринял второй поход. В 944 году огромное войско, куда вошли не только славяне, но и приглашенные (вероятно нанятые) варяги и даже печенеги, приблизилось к Константинополю. Византийцы предложили Игорю мир и выгодные условия торговли, конфликт был исчерпан.
Поход Игоря. Иллюстрация из Радзивилловской летописи, XV век.
После этого похода князь Игорь больше не участвовал в военных походах и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. Дружина Игоря стала возмущаться.
После долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать дань с древлян еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне перебили маленький отряд Игоря, убив также и его самого. Это произошло в 945 году. Князь Игорь был женат на Ольге и имел сына Святослава.
«Казнь князя Игоря». Рисунок Ф. Бруни.
Княгиня Ольга (годы правления 945-962 гг.)
О происхождении княгини Ольги ученые спорят до сих пор, однако по свидетельству летописца: будущая правительница Руси была не знатного рода и происходила из-под Пскова.
Святая великая княгиня Ольга. Н. А. Бруни.
После убийства князя Игоря в 945 г. Древляне решили отправить к княгине посольство с предложением стать женой их древлянского князя Мала. Посольство встретили по приказу Ольги с честью, принеся в ладьях к терему княгини. После чего, однако, послы были сброшены в вырытую яму и закопаны заживо. На этом месть Ольги за гибель мужа не закончилась.
Княгиня отправила послов к древлянскому князю, требуя прислать достойнейших мужей. Желание княгини было исполнено, не сообразившие что к чему послы прибыли к княжескому двору. В этот раз гостеприимная Ольга приказала истопить для дорогих гостей баню, где все послы были благополучно сожжены. Но и это был еще не конец истории про месть княгини за гибель любимого мужа.
Мщение Ольги против идолов древлянских. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.
Послы Ольги, отправленные в древлянскую землю, сообщили, что княгиня желает справить тризну по мужу на его могиле. После чего – она станет женой древлянского князя. Древляне согласились. Ольга прибыла в древлянские земли с малой дружиной, не сильно сообразительные древляне во время тризны захмелели и были перебиты малочисленным отрядом дружинников княгини. Через год Ольга еще раз разбила древлян, а их столицу Искоростень безжалостно сожгла.
Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.
Следующим важным решением, после усмирения древлян, стало проведение Ольгой налоговой реформы: введение взамен полюдья уроков (фиксированного размера дани) и погостов (обозначенных мест для сбора дани). Налоговая реформа Ольги помогла упорядочить систему сбора податей и укрепить авторитет Киева.
Ольга продолжала активно участвовать в управлении государством и после того, как Святослав повзрослел. Молодой князь больше интересовался военными походами, а решение рутинных государственных задач он полностью передал матери.
Заслуживает внимания и внешняя политика княгини Ольги, особенно ее дипломатические способности. Княгине удалось установить прочные отношения с Византийской империей, вряд ли это стало бы возможным без принятия княгиней христианства. В 957 г. Ольга прибыла в Константинополь. По одной из существующих версий, поездка Ольги в Царьград имела целью – найти невесту для сына Святослава. Однако, находясь там, княгиня приняла крещение от Императора Константина и патриарха Феофилакта, получив при крещении имя – Елена.
Крещение княгини Ольги в Царьграде. Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век.
Святослав же до конца своих дней оставался язычником, хотя и, надо думать, благоразумная княгиня неоднократно пыталась объяснить сыну преимущества и выгоды принятия христианства. Княгиня Ольга умерла в 969 г.
5. Правление Святослава (962-972)
Князь Святослав Игоревич прославился, прежде всего, как полководец. Формально Святослав стал князем, когда ему было 3 года, после того, как был убит древлянами его отец Игорь. Однако самостоятельно править князь начал только в 962 году.
Летописец дает такой словесный портрет Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не отправив ему гонца с посланием: «ИДУ на ВЫ».
Первой внутригосударственной военной кампанией Святослава стало подчинение племенного союза вятичей (964), которые все еще продолжали платить дань хазарам. С 964 года князь совершает походы на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.
А вот первым серьезным военно-политическим шагом Святослава стало уничтожение Хазарского Каганата. В 965 году Святослав совершил поход на Каганат, штурмом взяв главные города хазар: Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове ― Тмутаракань.
Походы Святослава.
Также Святослав совершил два успешных похода в Болгарию. Святослав одержал безоговорочную победу над болгарским войском: в результате этого похода были захвачены в 968 году - Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор).
Желая укрепить княжескую власть, еще при жизни Святослав поделил государство между своими сыновьями: Ярополку достался Киев, Олегу – древлянские земли, а Владимиру - Новгород.
Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед, как Святослав. Цимисхий объединился с имевшими на Святослава зуб болгарами и объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав победил объединенную византийско-болгарскую армию. Иоанн Цимисхий отправил к Святославу делегацию, которая от имени императора предлагала Святославу взять богатые дары, но в обмен на этот – уйти из Болгарии навсегда. Святослав был глубоко оскорблен подобным предложением, потому что уже считал землю, о которой шла речь, своей. Киевский князь отверг предложение византийского императора, чем спровоцировал начало новой войны с Византией и Болгарией (970-971 годы).
Встреча Святослава с Иоанном Цимисхием. К. Лебедев, 1916.
23 апреля 971 года Цимисхий подошел к Доростолу, где располагались основные силы Святослава. Произошло сражение, в результате которого русской армии пришлось отойти в крепость, после этого началась трехмесячная осада. Обе стороны несли серьезные потери. Через три месяца случилось очередное крупное сражение, которое не окончилось победой какой-либо одной стороны, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.
Иоанн Цимисхий принял условия Святослава. Русская армия должна была оставить Болгарию, а Византия выплачивала Руси установленную контрибуцию и подтверждала торговые отношения. Территория восточной Болгарии присоединялась к Византии, независимость сохранили только западные области.
После заключения мира с Византийской империей, Святослав принял решение вернуться домой – в Киев. Весной 972 года Святослав, подойдя к днепровским порогам, подвергся нападению печенегов. В этом бою князь был убит, а печенежский хан Куря, как свидетельствует летопись, сделал из черепа прославленного победами Святослава кубок и пил из него на пирах, желая таким способом заполучить силу, смелость и славу русского князя.
6. Первая междоусобица на Руси
После гибели Святослава в Киеве власть получил Ярополк. Олег, который был на год младше, был посажен править в древлянскую землю, Владимир, сын Святослава от наложницы Малуши, отправился править Новгородом.
Однако через несколько лет отношения между братьями безнадежно испортились, причиной тому было следующее: по приказу княжившего в древлянской земле Олега, которому было всего 13 лет, в древлянских лесах был убит во время охоты сын Свенельда, любимого воеводы старшего брата Ярополка, того самого Свенельда, который еще во времена Игоря собирал там дань. Следствием этого конфликта явился через два года поход киевской рати во главе с Ярополком против древлян. Во время этого поход Олег случайно погиб во время давки на мосту.
Первая междоусобица.
Владимир, получив весть о гибели брата, был крайне обеспокоен происходящим, стал опасаться за свою жизнь и бежал к варягам. Ярополк не растерялся и прислал в Новгород на место бежавшего брата – своего наместника. Владимир, однако ж, не мог смириться со своим положением – изгоя. Он решается на рискованный шаг: нанимает отряд варягов, с которым подходит к Новгороду и изгоняет оттуда наместника Ярополка.
Опьяненный победой и не желающий останавливаться на достигнутом Владимир направляется в поход на Киев. По пути князь овладел Полоцком, убив княжившего там варяга Рогволда и его сыновей, а дочь Рогнеду насильно взял себе в жёны.
А. Лосенко. Владимир и Рогнеда.
Положение Ярополка в Киеве была далеко не прочным, население относилось с недоверием к князю, который мало того, что при невыясненных обстоятельствах погубил своего меньшого брата Олега, так еще и покровительствует христианам. Кроме того, приближающийся к Киеву Владимир сумел заручиться поддержкой видных киевских дружинников и бояр, которые начали готовить заговор против Ярополка.
Ярополку так и не удалось собрать войска для сражения с братом, и ему ничего не оставалось, как укрыться за городскими стенами. Однако, предчувствуя, что в Киеве назревает против него заговор, Ярополк бежал из города, а через некоторое время по совету своих бояр сам пришел к Владимиру на переговоры. Однако, Владимир, видимо, не планировал вести диалог с братом, поэтому, как только Ярополк вошел в шатёр Владимира, тут же был заколот мечами.
Убийство по повелению Владимира Святославича своего брата, Ярополка Святославича Киевского.
7. Русь во времена Владимира Святославича
В 980 году Владимир становится единственным правителем Киевской Руси, и уже с первых лет правления перед ним встала необходимость решать важные внутри- и внешнеполитические государственные задачи.
Владимир Святославич. Портрет из «Царского титулярника» XVII века.
Новгород и Киев были вновь объединены, вольнолюбивые прежде древляне вели себя смирно. Однако обнаружилась новая проблема, радимичи и вятичи «отбились от рук», перестав подчиняться Киеву. Владимиру понадобилось три года, чтобы привести в подчинение непокорные племена. Владимир широко использовал практику, введенную еще его отцом: он посылал в различные земли, бывшие племенные княжения, своих сыновей, которые являлись его наместниками.
Владимир решил продолжить внешнюю политику своего отца Святослава, попробовав снова отвоевать земли по Дунаю. Князь организовал поход против Болгарии, который с военной точки зрения был довольно успешен, однако все же закрепиться на Дунае русским не удалось, пришлось заключить с Болгарией мир.
При Владимире обнаружилось новое направление внешней политики – западное. Сильный сосед в лице Польского государства появился у Руси на западе. Основателем Польского государства стал князь Мешко I, принадлежащий к династии Пястов.
Польша рассматривала Русь в качестве своего главного противника на востоке, поскольку между этими двумя государствами имелось ряд спорных земель. Владимир не стал ждать усиления Польского государства и едва вступив на престол, предприимчивый князь организовал военный поход на юго-запад и подчинил эти земли Руси.
Много неприятностей доставляли Руси печенеги, которые периодически совершали разрушительные набеги на русские земли, уводили в плен жителей, сжигали села, уничтожали урожай. Владимир нанес крупное поражение печенегам в 992 году, в честь победы был основан город Переяславль. Однако печенежские набеги на Русь возобновились через несколько лет.
Одним из важных преобразований в деле эффективной защиты от внешних врагов стало масштабное строительство четырех линий оборонительных крепостей на расстоянии 15-20 км вдоль левого берега Днепра. Кроме того, при Владимире была разработана система светового оповещения о приближающихся врагах. Как это работало?
На высоких холмах или специально насыпанных курганах были сооружены сигнальные башни, с верхушек которых открывался хороший обзор во все стороны на многие километры. Стоит дозорному обнаружить угрозу в виде приближающегося полчища печенегов, он тут же зажигает огонь на башне. Завидев сигнал об опасности, дозорный с соседней башни проделывает ту же операцию. И так до тех пор, пока сигнал не дойдет до Киева. Благодаря этой системе, менее чем через час киевляне были в курсе, что опасность приближается.
8. Причины и значение принятия христианства
С правлением Владимира связано такое значимое событие, как принятие христианства в 988 году. Когда Владимир только пришел к власти вряд ли кто-то мог предположить, что этот ярый язычник, жестоко расправившийся со своим братом, взявший силой жену и соорудивший на одном из киевских холмов статуи всем языческим богам, станет впоследствии истинным христианином, полным смирения и раскаяния в прошлых грехах.
Причины принятия христианства:
Во-первых, оставаться язычниками – значило добровольно изолировать себя от остального Европейского мира.
Во-вторых, христианство с единым богом соответствовало внутренней структуре княжеской власти с единым князем.
В-третьих, христианство вводило новую мораль, что способствовало развитию общества, цементировало семью и брак.
В-четвертых, принятие христианства могло способствовать развитию культуры.
В-пятых, социальное расслоение и имущественное неравенство нуждалось в обосновании и объяснении, христианство могло это сделать.
Византия также хотела видеть своим соседом христианскую Русь для того, чтобы влиять на нее политически и сократить до минимума вероятность военных конфликтов.
В 987 году Византия обратилась к Руси за помощью в борьбе с мятежниками. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жены сестру императора Василия II принцессу Анну. Причиной тому были не внезапно проснувшаяся чувственность натуры Владимира, князь понимал, что удачный династический брак с византийской принцессой будет способствовать повышению авторитета Руси в Европе и Азии, а также укрепит авторитет династии внутри страны. Византийцам в тот момент очень нужна была помощь русских дружин, поэтому они согласились на брак, поставив обязательным условием – крещение Владимира. Киевский князь ответил согласием и направил свои дружины на помощь Византии.
Однако, когда опасность миновала, византийцы сделали вид, что забыли о данном Владимиру обещании – отдать ему в жены Анну, что глубоко оскорбило гордого князя. Владимир собрал в 988 г. войско и уверенно двинулся на Херсонес, который был центром византийских владений на Крымском полуострове. Князь осадил город. Осада длилась несколько месяцев. Закончилось все тем, что в один день с крепостной стрелы в лагерь Владимира прилетела стрела с запиской, из которой становилось ясно, как взять город в короткие сроки: достаточно было перекрыть водопровод. Стрела была направлена от имени Анастаса, священнослужителя Херсонеса.
Трубопровод был найден и перекрыт, вскоре жители города сдались и открыли ворота. Владимир отправил в Царьград гонцов, чтобы передать императору, что если Анна не прибудет в Херсонес, то Владимир пойдет с войском прямиком на Царьград. Тогда же Владимир подтвердил свое обещание принять крещение, что и сделал, находясь в Херсонесе в ожидании невесты. Вскоре прибыли корабли с несчастной принцессой.
Крещение Владимира Святославича.
Только через несколько лет в 988 г. Владимир предпринял первые робкие шаги по введению христианства на всей территории Руси. Это был большой вызов для русского народа, особенно на Севере, где язычество, казалось, укрепилось намертво.
Владимир решил начать с Киева: сперва были уничтожены все языческие идолы, после чего жителям было объявлено – явиться утром к реке. Там все они вошли в воду и христианские священники совершили обряд массового крещения.
К. Лебедев. Крещение киевлян.
Началось строительство церквей. В 996 г. в Киеве был построен каменный собор Богородицы. На содержание этого храма Владимир приказал отдавать десятую часть княжеских доходов, поэтому за церковью закрепилось название «Десятинной».
Примерный вид Десятинной церкви.
Одной из особенностей христианства по византийскому образцу было то, что он разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке. Римская же церковь позволяла вести богослужение исключительно на латинском языке.
Значение принятия христианства:
-
христианство способствовало укреплению власти князя, главный постулат христианства - любая власть дана от Бога, поэтому все подданные должны беспрекословно подчиняться князю и не противиться его решениям
-
изменилось международное положение Руси, вырос международный авторитет – Русь перестала считаться варварским государством
-
с принятием христианства русское общество обрело духовное единство, церковь стала объединяющей силой в государстве
-
на Руси появилось каменное зодчество
-
на Руси возникла иконопись
-
на Руси появилась фресковая живопись
-
на Руси появилась литература: первые рукописные книги церковного содержания известны на Руси с ХI века