4. Экономика Читать 0 мин.
4.473. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение
Рынок – система экономический отношений, организаций и форм сотрудничества потребителей и производителей с целью совершения обмена.
Рынок является самостоятельно функционирующей системой экономических отношений, имеет свои инструменты и механизм функционирования, которая строится на трех принципах:
-
Нерегулируемость спроса заключается в том, что потребители сами решают что, где и сколько покупать исходя из своих предпочтений и имеющегося предложения. Совокупность решений всех потребителей формирует спрос естественным (рыночным) путем, а повлиять на спрос «искусственно» практически невозможно.
-
Нерегулируемость предложения заключается в том, что производители сами решают что, как и для кого производить, отталкиваясь от своих интересов и предпочтений потребителей т.к. в рыночной экономике действует полная экономическая свобода.
-
Нерегулируемость цены заключается в том, что цена устанавливается как результат взаимодействия двух нерегулируемых показателей – спроса и предложения.
На рынке действуют три субъекта рынка:
-
Потребители (Покупатели) – приобретают товары и услуги для потребления и удовлетворения своих потребностей. Потребители формирует СПРОС на товар.
-
Производители (Продавцы) – производят и продают товары с целью получения прибыли Производители формируют ПРЕДЛОЖЕНИЕ на товар
-
Государство – осуществляет правовое регулирование рынка, защиту конкуренции и другие функции государства в рыночной экономике (в рыночной экономике вмешательство государства минимальное, в смешанной экономике вмешательство государства значительное)
Рынок выполняет ряд важных функций в экономике:
Посредническая |
Рынок позволяет «встретиться» продавцам и покупателям и произвести обмен |
Ценообразование |
При взаимодействии спроса и предложения формируется равновесная цена – та цена, по которой будет продаваться товар на рынке |
Санирующая (Оздоравливающая) |
Рынок вынуждает закрываться и уходить с рыка неэффективные предприятия, которые не смогли подстроиться под рыночные отношения и спрос покупателей. В результате действия этой функции происходит банкротства и выход с рынка неэффективных и нерентабельных производителей. |
Регулирующая |
Рынок перераспределяет капитал и обеспечивает его перетекание из менее выгодных и рентабельных отраслей в более выгодные и рентабельные. |
Информационная |
Рынок предоставляет производителям информацию о желаниях потребителей и количестве товара, на который предъявляется спрос. Рынок представляет информацию потребителям о видах товаров, которые есть на рынке, их качестве и производителях, которые производят этот товар. |
Стимулирующая |
Стимулирование производителей к совершенствованию технологий и улучшению качества продукции |
Рынок имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, поэтому выделяются позитивные и негативные черты рынка:
Позитивные черты |
Негативные черты |
|
|
Из-за того, что рынок имеет ряд серьезных недостатков и в полной мере не способен удовлетворять потребности общество, в рыночные отношения вмешивается государство. Оно берет на себя обязанности по минимизации негативных черт рынка: охраняет конкуренцию, производит общественные блага, обеспечивает социальную поддержку нуждающимся слоям населения (перераспределяет доходы), создает систему минимизации общественных издержек, охраняет экологию, борется с безработицей и высокой инфляцией. Таким образом, возникает Смешанная экономика.
Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция
Конкуренция – это борьба между участниками (субъектами) рынка за достижение наиболее выгодных условий и получение рыночных преимуществ в своей деятельности.
Важно: конкурентами на рынке могут быть как производители, так и потребители.
Конкуренция имеет ряд преимуществ и недостатков, схожих с чертами рынка.
Преимущества конкуренции |
Недостатки конкуренции |
|
|
Рассмотрим классификацию конкуренции:
В зависимости от методов конкурентной борьбы, конкуренцию делят на:
Ценовая конкуренция |
Снижение цены на товар с целью привлечения покупателей |
Неценовая конкуренция |
Методы привлечения покупателей без изменения цены. Самым ярким проявлением неценовой конкуренции является реклама |
А также на:
Добросовестная конкуренция |
Конкуренция, методы которой не противоречат закону и не нарушают права других производителей (например, реклама и акции) |
Недобросовестная конкуренция |
Конкуренция, методы которой запрещены законом и нарушают права других производителей или противоречат антимонопольному законодательству (например, промышленный шпионаж, антиреклама, *демпинг) |
*Демпинг – политика компании, при которой компания продает товар по необоснованно низким ценам, ниже издержек производства для вытеснения конкурентов с рынка. Наиболее часто такую политику могут использовать крупные компании, которые способны определенный период времени работать в убыток, чтобы вытеснить с рынка более мелких производителей.
Основной классификацией является выделение видов конкурентных рынков:
Признак |
Совершенная конкуренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Монополия |
Количество продавцов |
много |
много |
несколько (3-5) |
один |
Тип товара* |
однородный |
дифференцированный |
однородный или дифференцированный |
уникальный |
Контроль над ценой |
отсутствует |
незначительный |
сильный |
полный |
Вход на рынок |
свободный |
свободный |
затруднен |
невозможен |
Способы конкуренции |
ценовая конкуренция |
ценовая и неценовая конкуренция |
ценовая и неценовая конкуренция |
отсутствует |
Примеры |
рынок сельскохозяйственной продукции, валютная или фондовая биржа) |
рынок одежды |
рынок авиации |
Ж/Д перевозки |
*Однородный товар – полностью идентичные товары (например, соль производителя А и соль производителя Б).
Дифференцированный товар – товары со схожими потребительскими качествами, но имеющие незначительные отличия (например, шоколад Аленка и шоколад Milka).
Уникальный товар – товар, не имеющий аналогов.
*Рынок совершенной конкуренции является утопичной моделью, недостижимой в реальной экономике. Однако, существуют рынки приближенные к совершенной конкуренции – это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютная и фондовая биржи.
Наряду с монополией выделяют монопсонию:
Монопсония – тип конкурентного рынка, схожий с монополией, основной особенностью которого является то, что на рынке действуют множество продавцов и всего один покупатель (например, рынок труда в городе с единственным (градообразующим) предприятием).
Также в Обществознании выделяются виды монополий:
Искусственная |
Естественная |
Государственная |
Монополия, возникающая в результате монополизации рынка (предприятие вытесняет с рынка всех конкурентов) – именно такой тип монополии запрещен законом. |
Ситуация, когда производство товара возможно только одной фирмой или производство товара с наименьшими издержками возможно только при функционировании одной фирмы на рынке (функционирование двух и более фирм будет обеспечивать неэффективное производство, а значит, не будет нести пользы обществу) |
Монополия, охраняемая государством. Вход на рынок запрещен законом. Как правило, государственными монополиями являются стратегически важные отрасли (например, атомная энергетика). Часто естественные монополии становятся государственными (например, Ж/Д перевозки). Такие монополии не являются предметом антимонопольной политики и обеспечивают стабильность и безопасное развитие в обществе. |
Основа функционирования рынка - правильная работа рыночного механизма, построенного на спросе и предложении.
Рыночный механизм – механизм взаимодействия спроса и предложения, их изменения, формирования равновесной цены и установления рыночного равновесия.
Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время.
Величина спроса – экономический показатель, характеризующий какое количество товара покупатели готовы (хотят и могут) приобрести по определенной цене в определенный момент времени.
График спроса:
ИЛИ |
Факторы спроса – обстоятельство влияющие на изменение спроса
Факторы спроса делятся на две группы: ценовой фактор и неценовые факторы.
Ценовой фактор (Цена) - при увеличении цены на товар величина спроса падает, и наоборот, при снижении цены на товар, величина спроса растет. Приведенное пояснение также называется законом спроса
Закон спроса: величина спроса уменьшается по мере роста цены и увеличивается по мере ее снижения. |
К неценовым факторам изменения спроса относят:
· Уровень доходов потребителей - чем выше доход, тем выше спрос.
· Потребительские предпочтения (влияние моды, сезонность) - начало сезона всегда приводит к увеличению спроса.
· Товары-заменители (субституты) - увеличение цены на товар-субститут (цикорий) увеличивает спрос (кофе) и наоборот.
· Дополняющие товары (комплементы) - увеличение цены на товар-комплимент (сливки) уменьшает спрос (кофе) и наоборот.
· Инфляционные ожидания (т. е. ожидание изменения цены) - ожидания увеличения цены увеличивают спрос и наоборот.
Предложение - это желание и возможность продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене.
Величина предложения – экономический показатель, характеризующий какое количество товара производители готовы (хотят и могут) произвести и поставить на рынок для продажи по определенной цене в определённый момент времени.
График предложения
ИЛИ |
Факторы предложения – обстоятельство влияющие на изменение предложения
Факторы предложения делятся на две группы: ценовой фактор и неценовые факторы.
Ценовой фактор (Цена) - при увеличении цены на товар величина предложения растет, и наоборот, при снижении цены на товар, величина предложения падает. Приведенное пояснение также называется законом предложения:
Закон предложения: по мере увеличения цены величина предложения возрастает, а по мере снижения цены ― уменьшается. |
К неценовым факторам предложения относятся:
· Изменение технологий - использование новых технологий увеличивают предложение.
· Изменения ставки налога - увеличение налога уменьшает предложение (как и увеличение суммы любых издержек - проценты по кредиту, стоимость ресурсов и др.) и наоборот.
· Доступность ресурсов - снижение доступности ресурсов уменьшает предложение.
· Инфляционные ожидания - ожидания увеличения цены уменьшают предложение и наоборот.
· Количество производителей - чем больше производителей, тем больше предложение.
· Государственные дотации и субсидии - государственная поддержка увеличивает предложение.
· Потребительские предпочтения (влияние моды, сезонность) - начало сезона всегда приводит к увеличению предложения.
Факторы, которые создают более выгодные и привлекательные условия для производства и продажи товаров будут положительно сказывать на предложении, т.е. увеличивать его и наоборот.
В результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена и рыночное равновесие.
Рыночное равновесие (точка равновесия) – ситуация на рынке, когда спрос равен предложению. В такой ситуации наибольшее количество продавцов и покупателей готовы прийти к соглашению и осуществить сделку купли-продажи.
Равновесная цена– цена, устанавливающаяся в результате возникновения рыночного равновесия, при которой наибольшее количество продавцов и покупателей способы договорится и осуществить обмен. Равновесная цена в равной степени устраивает и продавцов и покупателей.
В случае, если цена становится выше равновесной, на рынке возникает профицит (избыток) товара, т.к. производители готовы производить много, но потребители не готовы приобретать товар по завышенным ценам.
В случае, если цена становится ниже равновесной, на рынке возникает дефицит товара, т.к. покупатели готовы покупать много, но продавцы не готовы продавать по таким низким ценам.
В условиях рыночного равновесия осуществляется максимальное количество сделок и продается максимальное количество товара, а значит, удовлетворяются максимальный объем потребностей.
Графическое отображение рыночного равновесия |