Оглавление
26. Право
26.78. Право в системе социальных норм 26.118. Прецедентное право и юридический прецедент 26.206. Понятие и виды юридической ответственности 26.234. Отрасли права. Понятия и виды правонарушений 26.324. Законотворческий процесс 26.372. Гражданское право. Субъекты гражданского права 26.427. Споры, порядок их рассмотрения 26.480. Права и обязанности супругов в отношении детей. Права детей 26.495. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 26.537. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 26.564. Уголовное право и его принципы 26.587. Гражданство Российской Федерации 26.609. Правоохранительные органы 26.629. Судебная система 26.646. Международное право 26.660. Права и обязанности налогоплательщика 26.675. Административное право и сфера его регулирования 26.684. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 26.700. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Прочитано 0%

4. Экономика Читать 0 мин.

4.473. Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение

Рынок – система экономический отношений, организаций и форм сотрудничества потребителей и производителей с целью совершения обмена.

Рынок является самостоятельно функционирующей системой экономических отношений, имеет свои инструменты и механизм функционирования, которая строится на трех принципах:

  1. Нерегулируемость спроса заключается в том, что потребители сами решают что, где и сколько покупать исходя из своих предпочтений и имеющегося предложения. Совокупность решений всех потребителей формирует спрос естественным (рыночным) путем, а повлиять на спрос «искусственно» практически невозможно.

  2. Нерегулируемость предложения заключается в том, что производители сами решают что, как и для кого производить, отталкиваясь от своих интересов и предпочтений потребителей т.к. в рыночной экономике действует полная экономическая свобода.

  3. Нерегулируемость цены заключается в том, что цена устанавливается как результат взаимодействия двух нерегулируемых показателей – спроса и предложения.

На рынке действуют три субъекта рынка:

  • Потребители (Покупатели) – приобретают товары и услуги для потребления и удовлетворения своих потребностей. Потребители формирует СПРОС на товар.

  • Производители (Продавцы) – производят и продают товары с целью получения прибыли Производители формируют ПРЕДЛОЖЕНИЕ на товар

  • Государство – осуществляет правовое регулирование рынка, защиту конкуренции и другие функции государства в рыночной экономике (в рыночной экономике вмешательство государства минимальное, в смешанной экономике вмешательство государства значительное)

Рынок выполняет ряд важных функций в экономике:

Посредническая

Рынок позволяет «встретиться» продавцам и покупателям и произвести обмен

Ценообразование

При взаимодействии спроса и предложения формируется равновесная цена – та цена, по которой будет продаваться товар на рынке

Санирующая (Оздоравливающая)

Рынок вынуждает закрываться и уходить с рыка неэффективные предприятия, которые не смогли подстроиться под рыночные отношения и спрос покупателей. В результате действия этой функции происходит банкротства и выход с рынка неэффективных и нерентабельных производителей.

Регулирующая

Рынок перераспределяет капитал и обеспечивает его перетекание из менее выгодных и рентабельных отраслей в более выгодные и рентабельные.

Информационная

Рынок предоставляет производителям информацию о желаниях потребителей и количестве товара, на который предъявляется спрос.

Рынок представляет информацию потребителям о видах товаров, которые есть на рынке, их качестве и производителях, которые производят этот товар.

Стимулирующая

Стимулирование производителей к совершенствованию технологий и улучшению качества продукции

Рынок имеет как ряд преимуществ, так и ряд недостатков, поэтому выделяются позитивные и негативные черты рынка:

Позитивные черты

Негативные черты

  1. Эффективное распределение ресурсов (направляет ресурсы в наиболее эффективные отрасли)
  2. Эффективное производство (стимулирует к минимизации издержек и максимизации производительности труда)
  3. Стимулирование научно-технического прогресса (для совершенствования продукции и минимизации издержек)
  4. Направление всех ресурсов и деятельности на удовлетворение потребностей человека
  5. Адаптивность к общественным изменениям (рынок способен реагировать на изменения и подстраиваться к ним)
  6. Формирование широкого выбора для потребителя
  7. Саморегулируемость
  1. Не решает такие проблемы как безработица, инфляция, а создает их (Безработица и инфляция – последствия саморегулируемости рынка)
  2. Не решает вопросов производства общественных благ (т.к. это нерентабельные отрасли, а значит рынок их игнорирует, но они необходимы для общества)
  3. Порождает социальное неравенство (в рыночных отношениях не может быть равенства, всегда есть более богатые и успешные, более того, существуют категории населения, которые нуждаются в поддержке. Рынок их игнорирует)
  4. Создает тенденции монополизации рынка (сильнейшие начинают вытеснять слабых, и так пока не останется одна «сильнейшая» фирма)
  5. Не минимизирует общественные издержки (рынок игнорирует воздействие производства на общество, экологию и другие сферы)
  6. Способствует циклическому развитию экономики, при котором неизбежны экономические кризисы

Из-за того, что рынок имеет ряд серьезных недостатков и в полной мере не способен удовлетворять потребности общество, в рыночные отношения вмешивается государство. Оно берет на себя обязанности по минимизации негативных черт рынка: охраняет конкуренцию, производит общественные блага, обеспечивает социальную поддержку нуждающимся слоям населения (перераспределяет доходы), создает систему минимизации общественных издержек, охраняет экологию, борется с безработицей и высокой инфляцией. Таким образом, возникает Смешанная экономика.

Неотъемлемым элементом рыночных отношений является конкуренция

Конкуренция – это борьба между участниками (субъектами) рынка за достижение наиболее выгодных условий и получение рыночных преимуществ в своей деятельности.

Важно: конкурентами на рынке могут быть как производители, так и потребители.

Конкуренция имеет ряд преимуществ и недостатков, схожих с чертами рынка.

Преимущества конкуренции

Недостатки конкуренции

  • Стимулирует производителей снижать издержки (чтобы иметь возможность более дешево продавать товар)

  • Стимулирует повышать качество продукции (чтобы увеличить его привлекательность для покупателя)

  • Увеличение ассортимента предлагаемого товара

  • Снижение стимулов завышения цен (покупатели начнут отказываться от товара в пользу конкурента)

  • Максимальная гибкость производителей к изменениям предпочтений потребителей

  • Стимулирование внедрения новых технологий (улучшает качество и снижает издержки)

  • Нерациональная эксплуатация ресурсов

  • Некоторые социально-значимые производства способны к конкурентной борьбе

  • Исключительно коммерческий характер

  • Возникновение стимулов к недобросовестной конкуренции

  • Значительные затраты на рекламу

Рассмотрим классификацию конкуренции:

В зависимости от методов конкурентной борьбы, конкуренцию делят на:

Ценовая конкуренция

Снижение цены на товар с целью привлечения покупателей

Неценовая конкуренция

Методы привлечения покупателей без изменения цены. Самым ярким проявлением неценовой конкуренции является реклама

А также на:

Добросовестная конкуренция

Конкуренция, методы которой не противоречат закону и не нарушают права других производителей (например, реклама и акции)

Недобросовестная конкуренция

Конкуренция, методы которой запрещены законом и нарушают права других производителей или противоречат антимонопольному законодательству (например, промышленный шпионаж, антиреклама, *демпинг)

*Демпинг – политика компании, при которой компания продает товар по необоснованно низким ценам, ниже издержек производства для вытеснения конкурентов с рынка. Наиболее часто такую политику могут использовать крупные компании, которые способны определенный период времени работать в убыток, чтобы вытеснить с рынка более мелких производителей.

Основной классификацией является выделение видов конкурентных рынков:

Признак

Совершенная конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Количество продавцов

много

много

несколько (3-5)

один

Тип товара*

однородный

дифференцированный

однородный или дифференцированный

уникальный

Контроль над ценой

отсутствует

незначительный

сильный

полный

Вход на рынок

свободный

свободный

затруднен

невозможен

Способы конкуренции

ценовая конкуренция

ценовая и неценовая конкуренция

ценовая и неценовая конкуренция

отсутствует

Примеры

рынок сельскохозяйственной продукции, валютная или фондовая биржа)

рынок одежды

рынок авиации

Ж/Д перевозки

*Однородный товар – полностью идентичные товары (например, соль производителя А и соль производителя Б).

Дифференцированный товар – товары со схожими потребительскими качествами, но имеющие незначительные отличия (например, шоколад Аленка и шоколад Milka).

Уникальный товар – товар, не имеющий аналогов.

*Рынок совершенной конкуренции является утопичной моделью, недостижимой в реальной экономике. Однако, существуют рынки приближенные к совершенной конкуренции – это, например, рынок сельскохозяйственной продукции, валютная и фондовая биржи.

Наряду с монополией выделяют монопсонию:

Монопсония – тип конкурентного рынка, схожий с монополией, основной особенностью которого является то, что на рынке действуют множество продавцов и всего один покупатель (например, рынок труда в городе с единственным (градообразующим) предприятием).

Также в Обществознании выделяются виды монополий:

Искусственная

Естественная

Государственная

Монополия, возникающая в результате монополизации рынка (предприятие вытесняет с рынка всех конкурентов) – именно такой тип монополии запрещен законом.

Ситуация, когда производство товара возможно только одной фирмой или производство товара с наименьшими издержками возможно только при функционировании одной фирмы на рынке (функционирование двух и более фирм будет обеспечивать неэффективное производство, а значит, не будет нести пользы обществу)

Монополия, охраняемая государством. Вход на рынок запрещен законом. Как правило, государственными монополиями являются стратегически важные отрасли (например, атомная энергетика). Часто естественные монополии становятся государственными (например, Ж/Д перевозки). Такие монополии не являются предметом антимонопольной политики и обеспечивают стабильность и безопасное развитие в обществе.

Основа функционирования рынка - правильная работа рыночного механизма, построенного на спросе и предложении.

Рыночный механизм – механизм взаимодействия спроса и предложения, их изменения, формирования равновесной цены и установления рыночного равновесия.

Спрос - это желание и возможность потребителя приобрести товар или услугу по определенной цене и в определенное время.

Величина спроса – экономический показатель, характеризующий какое количество товара покупатели готовы (хотят и могут) приобрести по определенной цене в определенный момент времени.

График спроса:

ИЛИ


Факторы спроса – обстоятельство влияющие на изменение спроса

Факторы спроса делятся на две группы: ценовой фактор и неценовые факторы.

Ценовой фактор (Цена) - при увеличении цены на товар величина спроса падает, и наоборот, при снижении цены на товар, величина спроса растет. Приведенное пояснение также называется законом спроса

Закон спроса: величина спроса уменьшается по мере роста цены и увеличивается по мере ее снижения.


К
неценовым факторам изменения спроса относят:

· Уровень доходов потребителей - чем выше доход, тем выше спрос.

· Потребительские предпочтения (влияние моды, сезонность) - начало сезона всегда приводит к увеличению спроса.

· Товары-заменители (субституты) - увеличение цены на товар-субститут (цикорий) увеличивает спрос (кофе) и наоборот.

· Дополняющие товары (комплементы) - увеличение цены на товар-комплимент (сливки) уменьшает спрос (кофе) и наоборот.

· Инфляционные ожидания (т. е. ожидание изменения цены) - ожидания увеличения цены увеличивают спрос и наоборот.

Предложение - это желание и возможность продавцов продать товар или услугу в определенное время и по определенной цене.

Величина предложенияэкономический показатель, характеризующий какое количество товара производители готовы (хотят и могут) произвести и поставить на рынок для продажи по определенной цене в определённый момент времени.

График предложения

ИЛИ

Факторы предложения – обстоятельство влияющие на изменение предложения

Факторы предложения делятся на две группы: ценовой фактор и неценовые факторы.

Ценовой фактор (Цена) - при увеличении цены на товар величина предложения растет, и наоборот, при снижении цены на товар, величина предложения падает. Приведенное пояснение также называется законом предложения:

Закон предложения: по мере увеличения цены величина предложения возрастает, а по мере снижения цены ― уменьшается.

К неценовым факторам предложения относятся:

· Изменение технологий - использование новых технологий увеличивают предложение.

· Изменения ставки налога - увеличение налога уменьшает предложение (как и увеличение суммы любых издержек - проценты по кредиту, стоимость ресурсов и др.) и наоборот.

· Доступность ресурсов - снижение доступности ресурсов уменьшает предложение.

· Инфляционные ожидания - ожидания увеличения цены уменьшают предложение и наоборот.

· Количество производителей - чем больше производителей, тем больше предложение.

· Государственные дотации и субсидии - государственная поддержка увеличивает предложение.

· Потребительские предпочтения (влияние моды, сезонность) - начало сезона всегда приводит к увеличению предложения.

Факторы, которые создают более выгодные и привлекательные условия для производства и продажи товаров будут положительно сказывать на предложении, т.е. увеличивать его и наоборот.

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена и рыночное равновесие.

Рыночное равновесие (точка равновесия) – ситуация на рынке, когда спрос равен предложению. В такой ситуации наибольшее количество продавцов и покупателей готовы прийти к соглашению и осуществить сделку купли-продажи.

Равновесная цена– цена, устанавливающаяся в результате возникновения рыночного равновесия, при которой наибольшее количество продавцов и покупателей способы договорится и осуществить обмен. Равновесная цена в равной степени устраивает и продавцов и покупателей.

В случае, если цена становится выше равновесной, на рынке возникает профицит (избыток) товара, т.к. производители готовы производить много, но потребители не готовы приобретать товар по завышенным ценам.

В случае, если цена становится ниже равновесной, на рынке возникает дефицит товара, т.к. покупатели готовы покупать много, но продавцы не готовы продавать по таким низким ценам.

В условиях рыночного равновесия осуществляется максимальное количество сделок и продается максимальное количество товара, а значит, удовлетворяются максимальный объем потребностей.

Графическое отображение рыночного равновесия

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно