Оглавление
34. Право
34.11. Право в системе социальных норм 34.90. Прецедентное право и юридический прецедент 34.210. Понятие и виды юридической ответственности 34.287. Отрасли права. Понятия и виды правонарушений 34.355. Законотворческий процесс 34.384. Гражданское право. Субъекты гражданского права 34.431. Споры, порядок их рассмотрения 34.472. Права и обязанности супругов в отношении детей. Права детей 34.516. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 34.533. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 34.566. Уголовное право и его принципы 34.596. Гражданство Российской Федерации 34.614. Правоохранительные органы 34.624. Судебная система 34.644. Международное право 34.658. Права и обязанности налогоплательщика 34.671. Административное право и сфера его регулирования 34.682. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 34.697. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Прочитано 0%

34. Право Читать 0 мин.

34.355. Законотворческий процесс

Законотворческий процесс (законотворчество) — процесс принятия законов высшими органами государственной власти.

Стадии законотворческого процесса в РФ.

Наименование стадии

Её содержание

Законодательная инициатива

Выяснение потребности в принятии закона, изучение общественных отношений, для регламентации которых необходимо его принять. Субъекты права законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный суды РФ по вопросам их ведения.

Обсуждение законопроекта

Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект Советом Государственной Думы направляется в соответствующий профильный комитет (в нем ведется основная работа над текстом законопроекта с привлечением экспертов, проведением парламентских слушаний, анализом предложений, альтернативных проектов и т. д.), который после обсуждения выносит проект на пленарное заседание Государственной Думы с собственными замечаниями и предложениями. Обсуждение законопроекта на пленарном заседании проходит три чтения, в ходе которых в его текст вносятся поправки.

Принятие законопроекта

Закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа ее депутатов.

Утверждение законопроекта

Принятый Государственной Думой закон должен быть в течение 5 дней передан на одобрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты. Принятый закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент РФ в течение 14 дней должен принять решение. Президент РФ обладает правом вето. Для преодоления отлагательного вето Президента РФ закон при повторном голосовании должен получить 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Промульгация (публичное объявление) закона

Закон подлежит обязательному опубликованию в течение 7 дней после подписания его Президентом РФ в «Российской газете» или в Собрании законодательства РФ. Вступает же в силу закон по истечении 10 дней со дня его официального опубликования, если самим законом не установлен иной порядок.


Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие:

  • истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц);

  • прямой отмены акта другим актом;

  • замены действующего акта на другой.

Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве: некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно