57. Человек и Общество Читать 0 мин.
57.656. Познание
Одним их важнейших разделов философии является гносеология – философское учение о человеческом познании.
Познание ― это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания.
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира:
Агностицизм (греч. agnostos — недоступный познанию) |
Скептицизм (греч. skeptikos — рассматривающий, критикующий) |
Оптимизм (лат. optimus — наилучший) |
Отрицает полностью или частично возможность познания мира, познание не дает достоверных сведений о мире. |
Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер. |
Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире. |
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон:субъекта и объекта познания.
Субъект познания ― это носитель познавательной активности. Субъектом может выступать как отдельный познающий человек, так и общество в целом.
Объект познания ― это все то, на что направлена познавательная активность человека. Это может быть какой-то отдельный познаваемый объект (процесс, явление, внутреннее состояние человека и др.), либо весь окружающий мир.
Уровни познания
Особенности чувственного познания:
-
непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта;
-
наглядность и предметность возникающих в результате познания образов;
-
воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
Особенности рационального познания:
-
опора на результаты чувственного познания;
-
абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов;
-
воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения:
Эмпиризм (от греч. empera — опыт) единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от лат. ratio — разум, рассудок) наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Виды познания
- Научное познание - вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
- Обыденное познание — это познание, реализуемое в повседневной жизненной практике.
- Социальное познание – вид познания, который заключается в стремлении объяснить окружающую социальную действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть. Особенностью социального познания является то, что субъект и объект совпадает.
- Религиозное познание - вид познания, при котором объектом изучения является Бог и его связь с человеком, влияние Бога на человека, а также моральные устои, характерные данной религии. Интересный парадокс религиозного познания: субъект (человек) изучает объект (Бог), который выступает в роли субъекта (Бог), создавшего объект (человека и весь мир вообще).
- Мифологическое познание - познание, свойственное первобытным культурам. Способ познания у людей, еще не начавших отделять себя от окружающего мира, отождествлявших сложные явления и понятия с богами, высшими силами.
- Художественное познание - вид познания, который отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов.
Ни один из видов познания не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Познание, начиная с ощущений, восприятий и представлений, продолжаясь затем в формах рационального отношения человека к действительности, через творчество и интуицию ведёт к формированию истины.