57. Человек и Общество
                                
Читать 0 мин.
                            
                            57.448. Мышление и деятельность
Способность человека преобразовывать мир своими действиями ― качество, отличающее его от других живущих на Земле существ.
Деятельность ― это совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение цели и побуждаемых потребностями, мотивами и интересами.
Признаки деятельности:
- 
сознательный характер — человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
 - 
продуктивный характер — направлен на получение результата (продукта);
 - 
преобразующий характер — человек изменяет окружающий мир и самого себя;
 - 
общественный характер — человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
 
Именно человеческую деятельность отличает сознательность и творчество. Ее результатом должно быть создание новых материальных и духовных ценностей. Также человеческая деятельность имеет в своем основании сознательно сформулированную цель и план.
Любой вид деятельности предполагает взаимосвязь компонентов. Все это мы будем называтьструктурой деятельности.
В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, мотив и средства ее достижения.
- 
Субъект ― это тот, кто совершает какой-либо вид деятельности.
 - 
Объект ― это то, на что направлено действие.
 - 
Средство ― это то, что используется в процессе деятельности.
 - 
Цель ― это то, на что направлена деятельность.
 - 
Мотив ― это то, что подтолкнуло к действию, его первопричина.
 
Различают деятельность практическую и духовную:
Практическая деятельность направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества.
Содержанием духовной деятельности является изменение сознания людей.

Помимо видов человеческой деятельности следует выделять ее формы.
Если виды деятельности связаны с удовлетворением той или иной потребности, то формы деятельности сопряжены с основными человеческими способностями.
Формы деятельности
- Т руд ― процесс, в котором человек целенаправленно воздействуют на предметы природы и преобразует окружающую действительность. В процессе труда человек изменяет природные условия своей жизни, изменяет и свою собственную природу, развивает свои способности.
 - Учение ― осознанный и целенаправленный процесс, направленный на приобретение знаний, умений, навыков для будущей деятельности.
 - Игра ― форма деятельности, где отсутствует практическая целесообразность, предоставляющая индивиду возможность для самореализации.
 - Общение ― это форма деятельности, при которой происходит обмен идеями и эмоциями.
 
Весьма специфическим видом деятельности является мышление.
Мышление― это активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и т. п.
Мышление радикально расширяет возможности индивида в его стремлении к познанию действительности.
Мышление имеет две стадии:
- 
допонятийная (у ребенка)
 - 
понятийная (формируется в 11–14 лет)
 
Допонятийная стадия – суждения единичные, о конкретном предмете. Главную роль играет память. Особенностью допонятийного мышления является эгоцентризм. Ребенок до 5 лет не может посмотреть на себя со стороны.
Понятийное появляется не сразу, а постепенно. Но оно еще не совершенно в возрасте 11-14 лет, так как основывается только на житейском знании.
Отличительными чертами мышления являются:
- 
социальная природа (для постановки и решения любой задачи человек использует законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике);
 - 
неразрывная связь с языком;
 - 
опосредованный характер (познающий человек с помощью мышления проникает в скрытые свойства, связи, отношения предметов);
 - 
личностный характер (проявляется в том, какие задачи привлекают внимание того или иного человека, как он решает каждую из них, какие испытывает чувства при их решении).
 
Стоит выделитьоперации, формы и типымышления.
Наша мыслительная деятельность протекает именно с помощью логики, в структуре мышления это называется логические операции. Это наши умственные действия над воспринимаемыми предметами, явлениями, знаниями.
| 
 Операции мышления  | 
 Характеристика  | 
| 
 Анализ  | 
 Расчленение сложного объекта на части, знание об отдельных элементах предмета  | 
| 
 Сравнение  | 
 Установление сходства и различий между предметами  | 
| 
 Синтез  | 
 Переход от частей к целому  | 
| 
 Абстрагирование  | 
 Выделение главных и существенных свойств и связей объекта  | 
| 
 Обобщение  | 
 Объединение предметов по их общим признакам  | 
| 
 Конкретизация  | 
 Движение от общего к частному  | 
Формы мышления помогают нам понять, как мы фиксируем результат мыслительной деятельности.
| 
 Формы мышления  | 
 Характеристика  | 
| 
 Понятие  | 
 В сознании человека общих и существенных свойств предметов и явлений. Содержание понятий раскрывается в суждениях.  | 
| 
 Суждение  | 
 Отражение связей между предметами и явлениями действительности (или между их свойствами и признаками) в форме утверждения или отрицания.  | 
| 
 Умозаключение (индукция, дедукция, аналогия)  | 
 Вывод на основе нескольких суждений. Индукция– от частных случаев к общему. Дедукция– от общего положения к частному. Аналогия- на основании частичного сходства между предметами дается вывод без достаточного исследования всех условий, то есть от частного к частному на основе сходства.  | 
На разных этапах развития человека, его мыслительных способностей доминировали разные типы мышления .
| 
 Тип мышления  | 
 Его сущность  | 
| 
 Образное  | 
 Задача дана наглядно, в конкретной форме. Способом ее решения будет практическое действие. Свойственно первобытному человеку и людям первых цивилизаций.  | 
| 
 Понятийное (теоретическое)  | 
 Задача поставлена как теоретическая. Способом ее решения будет использование абстрактных понятий, теоретических знаний. Свойственно современному человеку.  | 
| 
 Знаковое  | 
 Обусловлено проникновением в человеческое мировоззрение формализованных знаний и точных наук с их искусственными, знаковыми языками. Знание существует в языковых знаках (знаки-сигналы, знаки-признаки и т. п.), которые в качестве своего значения имеют познавательный образ тех или иных явлений, процессов объективной реальности. Наука все чаще и эффективнее использует символику как средство выражения результатов мыслительной деятельности.  | 
Еще одним отличием человека от животного является наличие интересов и вторичных потребностей.











