57. Человек и Общество Читать 0 мин.
57.126. Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Стоит отметить, что общество не всегда было таким, каким мы видим его сейчас. Поэтому, в зависимости от исторического периоды времени, выделяют типы общества.
Американским ученым Льюисом Генри Морганом была предложена следующая классификация:
-
Общество дикое (присвоение готовых продуктов природы)
-
Варварство (период введения скотоводства и земледелия)
-
Цивилизация (особый социальный организм, основанный на культуре, период промышленности и искусства)
Французский социолог Клод Леви-Стросс выделял два типа общества:
-
Дописьменное (общество, которое не имеет письменности)
-
Письменное (общество, котороеможет передавать опыт новым поколениям через письменный язык)
Немецкие ученые Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделяли следующие типы общества (формационный подход):
-
Первобытно-общинное общество (отсутствуют классы)
-
Рабовладельческая формация (рабовладельцы и рабы)
-
Феодализм (феодал и зависимые крестьяне)
-
Капитализм (буржуазное общество, буржуазия эксплуатирует пролетариат)
-
Коммунизм (нет классов, общая собственность)
Также выделяют разные типы общества по следующим критериям
по уровню развития:
- развитые
-
развивающиеся
-
отсталые
по стадии общественного развития:
-
традиционное
-
индустриальное
-
постиндустриальное (информационное)
Линия сравнения | Традиционное
(доиндустриальное) |
Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) | |
---|---|---|---|---|
Характерные черты производства |
ручной труд |
широкое применение механизмов, технологий |
автоматизация производства, компьютеризация общества |
|
Характер труда |
индивидуальный труд |
преимущественно стандартная деятельность |
резкое повышение творческого начала в труде |
|
Занятость населения |
сельское хозяйство ― около 75% |
сельское хозяйство ― около 10%, промышленность ― 85% |
сельское хозяйство ― до 3%, промышленность – около 33%, услуги ― около 66% |
|
Социальная структура |
сословия, классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность |
классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур |
сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
|
Политическая жизнь |
монархические формы правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй |
провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство |
политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса» |
|
Духовная жизнь |
господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью |
утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов |
особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование |