Оглавление
34. Право
34.11. Право в системе социальных норм 34.90. Прецедентное право и юридический прецедент 34.210. Понятие и виды юридической ответственности 34.287. Отрасли права. Понятия и виды правонарушений 34.355. Законотворческий процесс 34.384. Гражданское право. Субъекты гражданского права 34.431. Споры, порядок их рассмотрения 34.472. Права и обязанности супругов в отношении детей. Права детей 34.516. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 34.533. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 34.566. Уголовное право и его принципы 34.596. Гражданство Российской Федерации 34.614. Правоохранительные органы 34.624. Судебная система 34.644. Международное право 34.658. Права и обязанности налогоплательщика 34.671. Административное право и сфера его регулирования 34.682. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 34.697. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Прочитано 0%

57. Человек и Общество Читать 0 мин.

57.126. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

Стоит отметить, что общество не всегда было таким, каким мы видим его сейчас. Поэтому, в зависимости от исторического периоды времени, выделяют типы общества.

Американским ученым Льюисом Генри Морганом была предложена следующая классификация:

  • Общество дикое (присвоение готовых продуктов природы)

  • Варварство (период введения скотоводства и земледелия)

  • Цивилизация (особый социальный организм, основанный на культуре, период промышленности и искусства)

Французский социолог Клод Леви-Стросс выделял два типа общества:

  • Дописьменное (общество, которое не имеет письменности)

  • Письменное (общество, котороеможет передавать опыт новым поколениям через письменный язык)

Немецкие ученые Карл Маркс и Фридрих Энгельс выделяли следующие типы общества (формационный подход):

  • Первобытно-общинное общество (отсутствуют классы)

  • Рабовладельческая формация (рабовладельцы и рабы)

  • Феодализм (феодал и зависимые крестьяне)

  • Капитализм (буржуазное общество, буржуазия эксплуатирует пролетариат)

  • Коммунизм (нет классов, общая собственность)

Также выделяют разные типы общества по следующим критериям

по уровню развития:

  • развитые
  • развивающиеся

  • отсталые

по стадии общественного развития:

  • традиционное

  • индустриальное

  • постиндустриальное (информационное)

Линия сравнения Традиционное

(доиндустриальное)

Индустриальное Постиндустриальное (информационное)  

Характерные черты производства

ручной труд

широкое применение механизмов, технологий

автоматизация производства, компьютеризация общества

Характер труда

индивидуальный труд

преимущественно стандартная деятельность

резкое повышение творческого начала в труде

Занятость населения

сельское хозяйство ― около 75%

сельское хозяйство ― около 10%, промышленность ― 85%

сельское хозяйство ― до 3%, промышленность – около 33%, услуги ― около 66%

Социальная структура

сословия, классы, включенность всех в коллектив, замкнутость социальных структур, низкая социальная мобильность

классовое деление, упрощение социальной структуры, подвижность и открытость социальных структур

сохранение социальной дифференциации, рост численности среднего класса, профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации

Политическая жизнь

монархические формы правления; политические свободы отсутствуют; власть выше закона, для нее не нужны обоснования; сочетание самоуправляющихся общин и традиционных империй

провозглашение политических свобод, равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспринимается как данность, от нее требуется обоснование права на лидерство

политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии — «демократии консенсуса»

Духовная жизнь

господствуют традиционные религиозные ценности; однородный характер культуры; преобладает устная передача информации; малое количество образованных людей; борьба с неграмотностью

утверждаются новые ценности прогресса, личного успеха, веры в науку; возникает и занимает лидирующие позиции массовая культура; подготовка специалистов

особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно