Оглавление
34. Право
34.11. Право в системе социальных норм 34.90. Прецедентное право и юридический прецедент 34.210. Понятие и виды юридической ответственности 34.287. Отрасли права. Понятия и виды правонарушений 34.355. Законотворческий процесс 34.384. Гражданское право. Субъекты гражданского права 34.431. Споры, порядок их рассмотрения 34.472. Права и обязанности супругов в отношении детей. Права детей 34.516. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора 34.533. Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба 34.566. Уголовное право и его принципы 34.596. Гражданство Российской Федерации 34.614. Правоохранительные органы 34.624. Судебная система 34.644. Международное право 34.658. Права и обязанности налогоплательщика 34.671. Административное право и сфера его регулирования 34.682. Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации 34.697. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Прочитано 0%

57. Человек и Общество Читать 0 мин.

57.549. Наука

Наука ― это особая система знаний, форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Функции науки

  • познавательная (наука занимается производством и воспроизводством знания);
  • культурно-мировоззренческая (наука наполняет мировоззрение объективным знанием о природе и обществе и тем самым способствует формированию человеческой личности как субъекта познания и деятельности)
  • образовательная (наука наполняет образовательный процесс, т.е. обеспечивает конкретным материалом процесс обучения, наука разрабатывает методы и формы обучения);
  • практическая (наука становится непосредственной производительной силой, участвуя в создании производства современного уровня, одновременно внедряясь в другие сферы жизни общества);
  • социальная (социальное прогнозирование, управление и развитие);
  • прогностическая (наука способна построить краткосрочный или долгосрочный прогноз на основе имеющихся данных).

Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.

Основа классификации

Виды науки

Предмет и метод познания

  • Науки о природе: естествознание, биология, химия, физика и др.
  • Науки об обществе: история, филология, политология, социология и др.
  • Науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика
  • Технические науки и математика

По отношению к практике

  • Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику
  • Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем

Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых,дифференциация науки,ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.

Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих взаимодействием базисных структур природы. Фундаментальные научные исследования определяют перспективы развития науки.

 

Непосредственной целью прикладных наук является применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Так, современный этап научно-технического прогресса связан с развитием авангардных исследований прикладных наук: микроэлектроники, робототехники, информатики, биотехнологии, генетики и др. Эти направления, сохраняя свою прикладную направленность, приобретают фундаментальный характер.

Научное познание

Научное познание ― это особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основные особенности научного познания:

  • объективность добываемого знания;

  • развитость понятийного аппарата (категориальность);

  • рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

  • проверяемость;

  • высокий уровень обобщения знаний;

  • универсальность;

  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Уровни научного познания:

  • Эмпирический ― выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей.

  • Теоретический ― выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.

Формы научного познания

Форма ― понимается как способ познания.

Формы научного познания:

  • Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

  • Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

  • Проблема— осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

  • Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании. В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.

  • Теория  (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области.

Структура теории:

  • Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.

  • Идеализированный объект данной теории.

  • Логика и методология, применяемые для построения теории.

  • Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.

Методы научного познания

Метод ― понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя). Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.

Методы научного познания:

  • Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования .

  • Эксперимент — исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении.

Наблюдение

Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования.

Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования.

Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств.

  • Анализ(гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
  • Синтез(гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

  • Индукция(лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

  • Дедукция(лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

  • Аналогия — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.

  • Моделирование — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

  • Абстрагирование — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

  • Идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Примеры идеализированных объектов: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твердое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

  • Формализация-это совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражений.

  • Математизация-процесс применения понятий и методов математики в естественных, технических и социально-экономических науках для количественного анализа исследуемых ими явлений.

  • Измерение- совокупность операций для определения отношения одной (измеряемой) величины к другой однородной величине, принятой всеми участниками за единицу, хранящуюся в техническом средстве (средстве измерений).

  • Классификация-система группировки объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками.

  • Систематизация-мыслительная деятельность, в ходе которой исследуемые объекты организуются в некую систему на базе выбранного принципа.

  • Описание-словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо.

  • Сравнение-познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов.

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно