Оглавление

4. Методы познания в химии. Химия и жизнь Читать 0 мин.

4.6. Правила работы в лаборатории

Существует целый ряд нормативных актов и документов, в которых прописаны правила поведения в химической лаборатории, особенности работы с едкими и токсичными веществами.

Школьная химическая лаборатория оборудована самым простым оборудованием и наиболее безопасными реактивами, поэтому в качестве основных и самых необходимых правил поведения можно выделить следующие.

  1. Работать в лаборатории необходимо в специальной одежде (халате), а при проведении опытов с особо опасными веществами использовать респиратор, защитные очки, перчатки. Волосы должны быть убраны.
  2. В лаборатории следует вести себя аккуратно, не бегать, не размахивать руками. На лабораторном столе во время работы не должно быть посторонних предметов.
  3. Работать нужно аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
  4. Строго запрещается принимать в лаборатории пищу и напитки. После проведения опытов необходимо тщательно вымыть руки. Запрещается пробовать вещества на вкус.
  5. Все опыты с ядовитыми и пахучими веществами выполнять в вытяжном шкафу.
  6. Химические реактивы брать только шпателем, пинцетом или ложечкой (не руками!).
  7. Неизрасходованные реактивы не высыпать и не выливать обратно в те сосуды, откуда они были взяты.
  8. Опасные продукты реакции сливать только в соответствующие банки в вытяжном шкафу.


9. Жидкости переливать через химические воронки. Склянку, из которой переливают жидкость, необходимо держать этикеткой к руке во избежание ее порчи.

10. При нагревании растворов и веществ в пробирке необходимо использовать держатель. Отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и других работающих.

11. Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит нагревание или кипячение жидкости.

12. При необходимости определить запах выделяющихся при реакции газов нужно легким движением ладони направить струю газа от горлышка сосуда к себе и осторожно вдохнуть.

При разбавлении концентрированных кислот и щелочей небольшими порциями приливать кислоту (или концентрированный раствор щелочи) в воду, а не наоборот.

Химические приборы и посуда

Химическое оборудование можно разделить на две большие группы: крупногабаритное оборудование (как правило, для физико-химических методов анализа) и малогабаритное (применяемое и часто используемое в химической лаборатории).

К наиболее часто используемому лабораторному оборудованию можно отнести:

Весы. Самый необходимый инструмент химика. Необходим для приготовления навесок и растворов заданной концентрации. В большинстве лабораторий используют электронные весы, так как их точность позволяет определять массу вещества с точностью до тысячных долей грамма.

Магнитная мешалка.

Используется практически ежедневно в «мокрой химии», то есть при работе с растворами. Служит для равномерного перемешивания реакционной смеси, особенно в течение длительного времени и для растворения труднорастворимых веществ. В некоторых моделях есть функция нагревания.

Водяная баня. Незаменима при работе с растворами.

Колба или любой другой подходящий сосуд помещаются в емкость с водой, которая расположена на плитке и постоянно нагревается. Температура нагревания может достигать

(температуры кипения воды). Поэтому если синтез требует более высоких температур используют более высококипящие жидкости с большой теплопроводностью, например, масло. Следует отметить, что колба, помещаемая в баню, должна быть круглодонной, иначе велика вероятность повреждения дна.

Штатив лабораторный. Необходим для закрепления колб, воронок, пробирок и других емкостей. Используется при нагревании веществ, фильтровании, синтезе и выпаривании. На штатив можно закрепить с помощью муфты различные приспособления для фиксирования посуды — кольцо, лапки.

Горелка спиртовая. Используется для нагревания на открытом пламени. Не рекомендуется использовать при работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.

 

Ротационный испаритель.

Применяется для очистки и осушки веществ. Снабжен вращающейся колбой. Увеличивает область испарения за счет пленки жидкости, образующейся на внутренней поверхности вращающейся испарительной колбы, что увеличивает интенсивность испарения вдвое. Вращение одновременно устраняет вспенивание испаряемой жидкости.

Центрифуга.

Используется для разделения нескольких жидкостей или отделения твердого продукта от жидкого под действием центробежной силы. Основным рабочим элементом данного оборудования является барабан, который содержит несколько отверстий для пробирок. Количество таких отверстий, их размеры и диаметры могут быть различными. Кроме этого, лабораторные центрифуги имеют крышку, которая плотно закрывает барабан и имеет, как правило, закрепляющий винт. Работа данного оборудования обеспечивается за счет действия мотора, расположенного в основании центрифуги.

Эксикатор.

Полезен при хранении токсичных или «влаголюбивых» веществ. Состоит из плотно пригнанной притертой крышки, обеспечивающей вкупе со смазкой практически герметичное закрывание (?). На дно эксикатора обычно помещают поглотитель влаги, например, концентрированную серную кислоты или оксид фосфора (V).

Реактивы

Вещества, используемые в лаборатории, называют реактивами.

Каждая емкость с реактивом должна быть снабжена этикеткой, на которой написана формула вещества или его название. При этом желательно указывать степень чистоты реагента или квалификацию вещества.

Квалификация вещества указывается, как правило, на реактивах советского или российского производства. В мировой практике такое понятие, как «квалификация вещества», не встречается, на емкости с реактивом указывается лишь степень чистоты вещества в процентах и процентное содержание примесей.

Современная российская квалификация веществ (степень чистоты вещества) базируется на принятой в СССР — по содержанию основного компонента).

Квалификация

Сокращение (написано на этикетке)

Содержание основного компонента

технический

 т.

 <95 %

очищенные

 очищ.

 <95 %

 чистый

 ч.

 >98 %

 чистый для анализа

 ч.д.а.

 99 %

 химически чистый

 х.ч.

 99,9 %

 особой чистоты

 ос.ч. или о.х.ч

 >99,9 %

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно