3. Произведения Читать 0 мин.
3.749. Тютчев Ф.И. Поэзия
- Стихотворение «Полдень» написано между 1827 и 1830 годами. Оно явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать, и месте с ним засыпала вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. «Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать.
- Стихотворение «Silentium!» написано в 1830 году. Поводом для его послужила женитьба Тютчева на Элеоноре Петерсон через несколько лет после поступления на дипломатическую службу. Поэт был безумно влюблен в свою молодую жену и после свадьбы считал себя по-настоящему счастливым человеком. Однако предчувствие неминуемой беды все же не давало Тютчеву покоя. Именно осмыслению своих тревог и переживаний посвящено стихотворение «Silentium!». Автор призывает, обращаясь к неизвестному собеседнику: «Любуйся ими – и молчи!». С учетом того, что Тютчев свои первые стихи вообще не планировал кому-либо показывать, нетрудно догадаться, что эту необычную беседу автор ведет сам с собой. И именно самому себе он приказывает молчать, считая, что только таким способом сможет защитить свое личное счастье. При этом поэт указывает на то, что «мысль изреченная есть ложь», и в этой фразе содержится намек на библейские истины, которые гласят, что мысли человека подвластны лишь Богу, а слова способен подслушать дьявол. Судя по всему, Тютчев отчаянно чего-то боится, и этот страх заставляет его замыкаться в себе. Автор словно бы предчувствует, что его личному счастью не суждено длиться вечно. И действительно, в 1838 году, после неудачного возвращения в Россию, сопровождавшегося крушением парохода, Элеонора Тютчева умирает на руках у поэта. Таким образом, его опасения становятся реальностью.
- Стихотворение «С поляны коршун поднялся…» создано Тютчевым в 1835 году. Поэт искренне восхищался полетом коршуна, для Тютчева же такой полет символизирует внутреннюю свободу, которой он лишен в силу жизненных обстоятельств. Именно поэтому так радостно и грустно одновременно ему смотреть, как уходит ввысь коршун, которого ничего не держит на земле. В человеке он не может уловить подобных качеств, которые позволили бы ему легко отказаться от мирской суеты и вознестись над ней. Земная жизнь полна суеты, лжи и пустых надежд, в то время как небеса даруют ощущение уверенности в собственных силах, гармонии и неподдельного счастья. Но мир устроен таким образом, что людям не дано стать птицами, и с этим автор не хочет мириться в силу своего темперамента.
-
Стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» написано Тютчевым в 1836 году в лучших традициях русской гражданской обличительной поэзии 18 века. Гневные речи поэта обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу. Во время первого издания стихотворения цензура изъяла из оригинала вторую и четвертую строфы. Считается, что они были неприемлемы с ортодоксально-церковной точки зрения. Восстановить их не удалось. Стихотворение является выступлением сразу против двух групп людей: главенствует идея суверенности природы - это противоречит взглядам вульгарных материалистов (как известно, по их мнению, человек имеет право вторгаться в природу, подчинять ее своей воле); суверенность природы отрицается и церковниками (согласно принятым догматам, она считается лишь «слепком» божьей воли).
-
Стихотворение «О, как убийственно мы любим…» написано в 1851 году и посвящено Денисьевой. Оно наполнено раскаяньем и сожалением о том, что автор не смог защитить доброе имя опороченной им девушки: Денисьевой ради любви к Тютчеву пришлось не только отказаться от собственной семьи, но и в полной мере пройти через все унижения «падшей» для общества женщины. Поэт не отказался от той, которая ради любви к нему пожертвовала своим добрым именем. Однако в стихотворении «О, как убийственно мы любим…», автор с грустью вопрошает: «Куда ланит девались розы, улыбка уст и блеск очей?». Его избранница раньше срока постарела, и виной все являются глубокие душевные. И единственно, что утешает ее – это воспоминания о тех моментах радости, которые ей довелось пережить. Но и они, по мнению автора, недолговечны, так как «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее цвело».
-
Стихотворение «Есть в осени первоначальной…» написано в 1857 году. Это небольшая пейзажная зарисовка о том времени, когда осень еще не началась, торжествует бабье лето. Деньки жаркие, но чувствуется дыханье осени. Короткое бабье лето, наполненное солнцем и тишиной, вызывает у поэта ощущение завершения очередного жизненного этапа, но не отождествляется со смертью. Поэтому «осень первоначальная», теплая и приветливая, воспринимается Федором Тютчевым как небольшая передышка перед сменой времен года. Это – период подведения итогов и переосмысления жизненных ценностей.
-
Стихотворение «Певучесть есть в морских волнах…» в 1865 году посвящено Балтийскому морю. В это время после получения титула тайного советника Тютчев вынужден был постоянно находиться при императорском дворе в Петербурге. Суровый климат северной российской столицы тяготил поэта, который к тому времени уже испытывал серьезные проблемы со здоровьем, но поэт не мог не восхищаться суровой красотой севера. в волнах поэт увидел особую певучесть и гармонию, которые свойственны природе, но остаются вне поля рения большинства людей. Задаваясь вопросом, почему лишь единицы способны не только понимать красоту окружающего мира, но и следовать его нехитрым законам, Тютчев приходит к выводу, что мы сами в этом виноваты.
-
Стихотворение «Умом Россию не понять…» написано в 1866 году. Тютчевым было написано много четверостиший, это – одно из них. Несмотря на свою малость, оно очень емкое, и, пожалуй, самое цитируемое. В этой стране испокон веков царит хаос, который, как это ни странно, является национальной особенностью славян. Постоянная жажда деятельности толкают тысячи людей на принятие самых парадоксальных и непредсказуемых решений. Отмечая, что Россию «аршином общим не измерить», Федор Тютчев имеет ввиду самобытность русского народа, которая не поддается европейской логике и вызывает у иностранцев суеверный ужас. Это касается не только обычаев и традиции, уклада жизни и устройства общества, в котором к моменту написания этого стихотворения только-только отменили крепостное право. В первую очередь, речь идет о загадочной русской душе и удивительном образе мыслей россиян, которые не укладываются в общемировое понимание. «У ней особенная стать – в Россию можно только верить», — подчеркивает Федор Тютчев, словно бы подводя итог своим длительным раздумьям и попыткам понять феномен собственной страны.
-
Стихотворение «Нам не дано предугадать…» датируется 1869 годом, К этому времени Тютчев ощущал себя «глубоким стариком», который набрался опыта и мудрости, но не сумел ими воспользоваться для собственного блага. При помощи слов можно возвысить своего ближнего или же уничтожить его. О силе слова Тютчев-поэт и Тютчев-дипломат знает не понаслышке. Но при этом автор убежден, что человек не в состоянии оценить этот могущественный дар, он не умеет управлять словом. В этом Тютчев видит высший промысел, потому что умение управлять словами дается лишь избранным – тем, кто действительно этого достоин. Всем же остальным в утешение «сочувствие дается, как нам дается благодать». Эта фраза означает, что слова способны пробуждать в человеческой душе все самое светлое и доброе, что скрыто под слоем напускного безразличия. И это следует воспринимать как высший дар и Божью благодать.
-
Стихотворение «Природа — сфинкс. И тем она верней…» - еще одно четверостишие, написано в 1869 году. Саму природу автор считает великой искусительницей, которая так ловко ввела человечество в заблуждение, что ему не остается ничего иного, как признать собственное поражение. Между тем, Тютчев не исключает такой возможности, «что, может статься, никакой загадки от века нет и не было у ней». Просто люди сами захотели поверить в чудеса и убедили себя в том, что они действительно существуют. Между тем, сам поэт убежден, что любое явление имеет свое логическое объяснение, однако мир еще не готов к тому, чтобы получить ответы на свои вопросы.
-
Стихотворение «К. Б. (Я встретил вас — и все былое…)» написано в в1870 году и посвящено Амалии Крюденер, с которой поэт познакомился в пожилом возрасте. После трагической смерти Елены Денисьевой Тютчев уже не рассчитывал на то, что его сердца когда-нибудь коснется столь возвышенное чувство, как любовь. И был обескуражен, когда это все же произошло. Именно поэтому, обращаясь к юной баронессе, поэт отмечает: «Я встретил вас – и все былое в отжившем сердце ожило». Поэт не скрывает, что Амалия Крюденер сочетает в себе черты сразу нескольких женщин, которых он боготворил. Для него прекрасная баронесса является олицетворением не только молодости и красоты, но и напоминает о том, что когда-то поэт был по-настоящему счастлив. Теперь же, когда жизнь Тютчева клонится к закату, он благодарит судьбу за эту удивительную встречу, которая позволила ему вновь испытать давно утраченные и забытые чувства. Он не рассчитывает на взаимность и не питает иллюзий по поводу того, что сможет обратить на себя внимание столь блистательной особы. Достаточно лишь того, что одно ее присутствие позволило поэту вернуться в прошлое и вновь почувствовать себя счастливым.
Особенности поэзии Ф.И. Тютчева
• Творчеству Тютчева присуще живое ощущение Бесконечности и Вечности как реальности, а не каких-то отвлеченных , абстрактных категорий. |
• Тютчев - открыватель новых образных миров в поэзии. |
• Масштаб поэтических ассоциаций Тютчева поразителен. |
• Наиболее ярко «двойное бытие» расколотой человеческой души выражено в любовной лирике Тютчева. |
Любовная лирика
Что такое любовь? |
«самоубийство» |
«блаженство и безнадежность» |
«поединок роковой» |
«буйная слепота страстей» |
это стихия |