28. Теория литературы Читать 0 мин.
28.27. История русской литературы
Русская литература имеет очень богатую историю. Фамилии русских писателей известны на весь мир, по их произведениям снимаются фильмы, пишутся симфонии, знаменитые художники пишут картины на сюжеты произведений русских писателей. На ЕГЭ не требуется знать всех писателей и все их труды, но определённый минимум изучить необходимо. Поэтому, чтобы разобрать историю литературы в общих чертах, её следует поделить на несколько основных периодов:
1. Древнерусская литература – всё, что писали с XI по XVII века. Из изучаемых в школе туда входит «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы. Не установленный историками литературы автор повествует о неудачном походе русских князей на половцев, который был предпринят князем Игорем Святославовичем в 1185 году. Этот поэтический памятник сыграл большую роль на развитие как литературы Древней Руси, так и русской литературы в принципе.
2. Литература XVIII века – приходится на эпоху «русского просвещения»: на фоне исторических побед Петра Великого и общего научно-технического прогресса литература изменилась – людей стали волновать другие проблемы, возникли новые задачи писателей. Эта эпоха была названа «Классицизм». Человек и его гражданская позиция вышли на первый план. Просвещение оказало своё влияние, идеи равенства и братства не покидали передовых представителей того общества – всё это отразилось на литературе. Среди видных деятелей литературы такие фамилии, как М.В. Ломоносов, Д.И. Фонвизин, И.А. Крылов, Г.Р. Державин и Н.М. Карамзин. Фонвизин разработал русскую комедию, Державин вместе с Ломоносовым – оду. Помимо всего прочего, в это время В.К. Тредиаковским и Ломоносовым была разработана реформа нового русского стихосложения
3. Литература XIX века. – «Золотой век» русской литературы, здесь о ней наконец узнаёт весь мир, фамилии русских писателей звучат в литературных кружках Парижа, Вены, Флоренции. За относительно небольшой период времени она становится знакомой для всех. Небывалый скачок делает её не просто известной в других странах, но и позволяет ей стать «законодательницей мод» для других европейских государств. Пушкин становится родоначальником классической русской литературы и литературного русского языка.
Ключевые художественные направления литературы этой эпохи:
-
Сентиментализм (фр. sentimentalisme, от фр. sentiment — чувство) – 1780-1820-е гг. Произведения, написанные в рамках данного художественного направления, делают особый акцент на чувственность, возникающую при их прочтении. Писатели-сентименталисты считали, что главное в произведении – это не разум, а чувства человека, его эмоциональные переживания, внутренний мир. «Искусство должно заниматься одним изящным, изображать красоту, гармонию и распространять в области чувствительного приятные впечатления» -- считал сентименталист Н.М. Карамзин. Именно Карамзин стал ключевой фигурой русского сентиментализма после того, как написал «Бедную Лизу».
-
Романтизм (фр. romantisme) – характеризуется утверждением ценности духовной и творческой жизни личности, изображением сильных страстей и характеров. Основной конфликт романтизма – конфликт человека и общества, в котором не могли принять и понять одинокого поэта-гения. Герои произведений данной эпохи часто одиноки, их мало понимают другие люди, хотя внутренняя жизнь этих героев очень богата. Писатели романтизма очень часто обращаются к природе (особенно это заметно в стихотворениях Лермонтова про Кавказ, в его поэме «Мцыри», где мотив свободы напрямую связан с образом природы). Главные представители романтизма: В.А. Жуковский, ранний А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.
-
Реализм – направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Здесь выходят на сцену литературной жизни такие гиганты русской литературной мысли, как Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, А.П. Чехов, И.А. Гончаров, А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов и многие другие.
4. Литература Серебряного века (с 1892 по 1921 годы) – на смену классикам XIX века приходят классики новой эпохи, провозгласившие новаторство в прозе и главным образом в поэзии. Художественное направление, характерное для эпохи, называется модернизм (итал. modernismo — «современное течение»; от лат. modernus — «современный, недавний»), основной задачей которого являлось переосмысление тех художественных целей и средств, которые стояли перед писателями в более раннее время. В эту эпоху появилось огромное число модернистских поэтических течений, интерес к которым актуален и по сей день:
-
Символизм (фр. Symbolisme) – символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Основными поэтами, представляющими русский символизм, были: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Фёдор Сологуб, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов.
-
Акмеизм (от греч. άκμη — пик, максимум, цветение, цветущая пора) — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова. Акмеизм — это культ конкретности, «вещественности» образа, это — «искусство точно вымеренных и взвешенных слов». Основными представителями акмеизма были: Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Георгий Иванов.
-
Футуризм (лат. futurum — будущее) общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России, футуризм подразумевает культ будущего и дискриминацию прошлого вместе с настоящим. Для этого направления характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, скорость, ритм. Основные представители футуризма: Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Николай Бурлюк.
-
Имажинизм (от лат. imagо — образ) — представители имажинизма считали, что цель творчества состоит в создании художественного образа. Основное выразительное средство имажинистов — метафора, часто метафорические цепи, создающие сложные метафорические «рисунки». Для творческой практики имажинистов характерен эпатаж, анархические мотивы. Представители
имажинизма: Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич, Сергей Есенин.
5. Литература советского периода (1922-1991) – эпоха достаточно разнородной литературы, потому что к ней причисляются и писатели-эмигранты, писавшие за рубежом (Иосиф Бродский, Иван Бунин, Александр Солженицын, Сергей Довлатов, Владимир Набоков, Александр Куприн, Марина Цветаева), и писатели, творившие в России (Александр Блок, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Сергей Замятин, Даниил Хармс, Алексей Толстой). Из-за политики единая национальная литература делится на три ветви: советскую, «задержанную» (внутри страны) и литературу русского зарубежья. Многие из писателей, работавших на родине, творили в стиле социалистического реализма (основоположник – Максим Горький), где пропагандировался советский уклад жизни, что поощрялось властями. Также в послевоенный период было много писателей, писавших в стиле военной прозы. Творчество писателей-эмигрантов было очень разнообразным, включало в себя разные жанры, стили и направления.
Во второй половине XX века появляются произведения, которые исследователи относят к постмодернизму – художественному методу, пришедшему на смену модернизма. Произведения писателей-постмодернистов отличаются сложностью повествования (всегда есть несколько уровней понимания, и читателю приходится по-разному интерпретировать прочитанное), постоянной перекличкой с другими произведениями литературы и иронией по отношению к жизни. В России известны: Андрей Битов («Пушкинский дом»), Вениамин Ерофеев («Москва-Петушки»), Александр Соколов («Школа для дураков»).