Оглавление
3. Произведения
3.76. Ахматова А.А. Стихи 3.98. Ахматова А.А. Поэзия 3.164. Блок А.А. Двенадцать 3.258. Блок А.А. Стихи 3.312. Блок А.А. Поэзия 3.370. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита 3.444. Бунин И.А. 3.468. Введение в 20 век 3.492. Гоголь Н.В. Мертвые души 3.540. Гоголь Н.В. Ревизор 3.567. Гоголь Н.В. Шинель 3.583. Гончаров И.А. Обломов 3.620. Горький М. На дне 3.631. Горький М. Старуха Изергиль 3.645. Грибоедов А.С. Горе от ума 3.657. Державин Г.Р. 3.670. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание 3.693. Есенин С.А. Стихи 3.695. Жуковский В.А. 3.713. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени 3.718. Лермонтов М.Ю. Поэмы 3.724. Лермонтов М.Ю. Поэзия 3.725. Мандельштам О.Э. Стихи 3.726. Мандельштам О.Э. Поэзия 3.727. Маяковский В.В. Облако в штанах 3.728. Маяковский В.В. Поэзия 3.729. Маяковский В.В. Стихи 3.730. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо 3.731. Некрасов Н.А. Поэзия 3.732. Некрасов Н.А. Стихи 3.733. Островский А.Н. Гроза 3.734. Пастернак Б.Л. Стихи 3.735. Пастернак Б.Л. Поэзия 3.736. Пушкин А.С. Капитанская дочка 3.737. Пушкин А.С. Евгений Онегин 3.738. Пушкин А.С. Медный всадник 3.739. Пушкин А.С. Поэзия 3.740. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки 3.741. Слово о полку Игореве 3.742. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор 3.743. Твардовский А.Т. Стихи 3.744. Твардовский А.Т. Поэзия 3.745. Толстой Л.Н. Война и мир 3.746. Толстой Л.Н. Таблица персонажей Войны и мира 3.747. Тургенев И.С. Отцы и дети 3.748. Тютчев Ф.И. Стихи 3.749. Тютчев Ф.И. Поэзия 3.750. Фет А.А. Стихи 3.751. Фет А.А. Поэзия 3.752. Фонвизин Д.И. Недоросль 3.753. Цветаева М.И. Стихи 3.754. Цветаева М.И. Поэзия 3.755. Чехов А.П. Вишневый сад 3.756. Чехов А.П. Рассказы 3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон

Прочитано 0%

3. Произведения Читать 0 мин.

3.645. Грибоедов А.С. Горе от ума

История создания 

Произведение создавалось на протяжении трех лет – с 1822 по 1824. К осени 1824 года пьеса была завершена. Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Однако вскоре убедился, что комедии «нет пропуску». Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанный в 1825 году в альманахе «Русская Талия». Полностью пьеса впервые была опубликована в России в 1862 году. Первая театральная постановка на профессиональной сцене состоялась в 1831 году. Несмотря на это, пьеса Грибоедова сразу распространилась среди читающей публики в рукописных списках, число которых приближалось к книжным тиражам того времени. 

Метод комедии 

Пьеса «Горе от ума» писалась в то время, когда на сцене господствовал классицизм, но в литературе в целом развивались романтизм и реализм. Возникновение на рубеже разных направлений во многом определило особенности метода произведения: в комедии сочетаются черты классицизма, романтизма, реализма. 

Характеристики основных персонажей 

Павел Афанасьевич Фамусов 

 

Фамилия «Фамусов» происходит от латинского слова «фама», что значит «молва»: этим Грибоедов хотел подчеркнуть, что Фамусов боится молвы, общественного мнения, но с другой стороны, в корне слова «Фамусов» есть корень латинского слова «фамоус» — знаменитый, известный. 

♦ Богатый барин-помещик и крупный чиновник. Он известный человек в кругу московского дворянства. Родовитый дворянин: в родстве с вельможей Максимом Петровичем, близко знаком с камергером Кузьмой Петровичем. 

♦ По своим взглядам он «старовер», ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник всего нового, прогрессивного. 

♦ Поклонник обычаев и образа жизни московского дворянства. 

♦ Гостеприимный, радушный хозяин, интересный рассказчик, любящий и заботливый отец 

♦ Властный барин, на службе строг со своими подчиненными, но покровительствует своим родственникам. 

♦ Не лишен практического житейского ума, добродушия. 

♦ Способен на ложь и притворство, вспыльчив, льстив перед теми, от кого зависит. 

♦ Речь героя разнообразна, содержит пословицы, народные выражения. 

В интонациях хорошо прослеживается отношение Фамусова к другим героям: грубо-пренебрежительное к тем, кто «ниже» или ровня; льстивые и заискивающие нотки с теми, кто имеет влияние и власть; ласково-покровительственное в отношении к Софье. 

Алексей Степанович Молчалин 

 

♦ Низкопоклонник и делец. 

♦ Стремление к карьере, умение подслужиться, лицемерие — вот, что составляет основу характера героя. 

♦ Он немногословен: «не богат словами», «ведь нынче любят бессловесных». 

♦ Говорит короткими фразами, тщательно подбирая слова, в зависимости от того, с кем говорит. 

♦ Разработал свою тактику поведения для достижения заветной цели — высокого положения в обществе и материальное благополучия. 

♦ У него два таланта: «умеренность и аккуратность». 

♦ Не имеет никаких нравственных представлений о счастье и долге гражданина, о любви и верности. К Чацкому относится пренебрежительно-покровительственно, пытается его поучать, как надо жить в свете. 

Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник. 

Лиза о нем: «И золотой мешок, и метит в генералы» 

♦ Офицер-карьерист: «мне только бы досталось в генералы». 

♦ В умственном отношении он недалекий человек (Софья о Скалозубе: «он слова умного не выговорил сроду»). 

♦ Высказывает осуждение всяческому образованию и просвещению, осуждая своего двоюродного брата. 

♦ «Созвездие маневров и мазурки». 

Антон Антонович Загорецкий 

♦ «Отъявленный мошенник, плут», «и в карты не садись: продаст!». 

♦ «Лгунишка он, картежник, вор». 

♦ Иногда делается предположение, что герой может быть близок к политическому сыску. 

♦ Всегда готов участвовать в скандальных историях, сплетник 

♦ «Мастер услужить». Несмотря на сомнительную репутацию, принят во всех дворянских домах: «У нас везде ругают, а всюду принимают», — говорит Горич. 

Репетилов 

(фамилия происходит от французского слова «репете», означающего «повторять») 

♦ Стремится прослыть передовым человеком. 

♦ Не имеет своих убеждений, так как все, о чем он говорит, он не понимает, а просто повторяет с значительным и важным видом. 

♦ Говорливость, быстрые переходы с одной темы на другую характеризуют внутреннюю пустоту героя. 

♦ «Шумит и только». 

По своему собственному определению — «пустомеля». 

 

Софья Павловна Фамусова 

 

♦ Умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем, мечтательная. 

♦ Насмешлива, мстительна. 

♦ Дает очень точные характеристики гостям в доме своего отца. 

♦ Ее ум проявляется в высказываниях обобщенного характера: «Счастливые часов не наблюдают», «Подумаешь, как счастье своенравно, а горе ждет из-за угла». 

«Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». (А. И. Гончаров «Мильон терзаний») 

 Александр Андреевич Чацкий 

 

Лиза: «…так чувствителен, и весел, и остер…» 

Софья: «Остер, умен, красноречив, в друзьях особенно счастлив…» 

♦ Ум Чацкого — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. 

♦ В данном контексте «умный» синоним понятиям «вольнодумный», то есть человек независимых, свободолюбивых взглядов. 

♦ Патриот, искренне желающий процветания своему Отечеству. Презирает чинопочитание и карьеризм. 

♦ Осуждает крепостнические порядки, говорит о несправедливости века минувшего «покорности и страха», «века лести и спеси». 

♦ Осуждает подражание всему заграничному, преклонение перед французскими или немецкими традициями, ратует за развитие национального, русского. 

♦ Считает, что человек заслуживает уважения не по его происхождению или количеству крепостных, а за его личные достоинства. 

Критики о Чацком 

A. С. Пушкин: «Кто такой Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями, остротами и сатирическими замечаниями. Первый признак умного человека - с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед репетиловыми и ему подобными». 

B. А. Ушаков: «Чацкий - это Дон Кихот». 

A. А. Григорьев: «Чацкий Грибоедова есть единственное истинно героическое лицо нашей литературы. Возвышенна натура Чацкого, который ненавидит ложь, зло и тупоумие как человек вообще, а не как условный "порядочный человек", и смело обличает всякую ложь, хотя бы его и не слушали. Пора отречься от дикого мнения, что Чацкий - Дон Кихот». 

B. Г. Белинский: «Мальчик на палочке верхом, крикун, фразер, идеальный шут, драма Чацкого - буря в стакане воды». 

А. И. Герцен: «Чацкий - идеальный герой, взятый автором из самой жизни…реальный положительный герой русской литературы. 
   Энтузиаст Чацкий - декабрист в глубине души». 

А. А. Лебедев: «Чацкий не сходит, а выходит со сцены. В бесконечность. Его роль не завершена, а начата». 

М. М. Дунаев: «В чем горе Чацкого? В роковом несоответствии системы его жизненных ценностей с теми, с которыми он сталкивается в доме Фамусова. Он - один. И его - не понимают. И у него - изнемогает рассудок. И для него здесь гибель, горе, "мильон терзаний". А внутренняя причина - в нем самом. Ибо горе - от его ума. Точнее: от своеобразия его ума». 

Значение 

В комедии «Горе от ума» подняты все остро стоявшие в то время политические и общественные вопросы: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании. 

Особенно важно значение комедии в развитии русской драмы. Оно, прежде всего, определяется ее реализмом. 

Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важнейшую для писателя-реалиста (особенно драматурга) задачу речевой характеристики героев, то есть задачу индивидуализации языка действующих лиц. В комедии Грибоедова каждое лицо говорит свойственным ему живым разговорным языком, что было особенно трудно сделать, потому что комедия написана стихами. Но Грибоедов сумел придать стиху — разностопному ямбу—характер живой, непринуждённой беседы. Прочитав комедию, Пушкин сказал: «О стихах не говорю — половина должна войти в пословицы». Слова Пушкина оправдались быстро. Уже в мае 1825 года писатель В. Ф. Одоевский утверждал: «Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе целые разговоры, которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума». И в нашу разговорную речь вошло много стихов из комедии Грибоедова, например: «Счастливые часов не наблюдают», «И дым отечества нам сладок и приятен», «Свежо предание, а верится с трудом», «Блажен, кто верует: тепло ему на свете». 

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно