3. Произведения Читать 0 мин.
3.738. Пушкин А.С. Медный всадник
-
Поэма написана Пушкиным в Болдине в 1833 году, но она не была разрешена для печати целиком Николаем I, так как в ней виновником всех бед главного героя, властителем, которому нет дела до судеб простых смертных, является император. Отрывочно поэма была напечатана в 1834 году, и полностью, но с цензурными поправками в 1837, уже после смерти поэта. Только в 1904 году поэма была напечатана полностью, без поправок.
По сути, в произведении «Медный всадник» два главных персонажа: это Евгений и памятник, Медный всадник. Поэма основана на реальных событиях, в ней отражено наводнение в ноябре 1824 года.
Началу развития сюжета предшествует вступление: описание Петербурга. Далее мы видим Евгения: бедный, но трудолюбивый, мечтающий о достойной жизни молодой человек. Евгений – «маленький человек».
«Маленький человек» — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, (в 20-30 годах XIX века). Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель». Маленький человек — это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек — тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся получить всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Шинель» Н. Гоголя); охваченные страхом перед жизнью («Человек в футляре» А. Чехова); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («Двойник» Ф. Достоевского); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, «Двойник» Ф. Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («Смерть чиновника» А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют своё поведение и мысли («Хамелеон» А. Чехова); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Гранатовый браслет» А. Куприн).
Но Евгений не совсем типичный «маленький человек». Он противостоит Медному всаднику. Именно в этом, пожалуй, проявляется принадлежность поэмы к романтизму. Но лишь частично: дух поэмы, и реалистичность описаний, несмотря на такой мистический сюжет, позволяют отнести поэму к реализму. В «Медном всаднике» в обобщенной образной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворенное в образе Петра I (символическом образе ожившего памятника - «Медного всадника»), и простой человек с его личными интересами и переживаниями. В поэме вдохновенными стихами прославляются «великие думы» Петра, его творенье — «град Петров», экономические преобразования, военные победы и новые культурные связи. Но эти государственные соображения Петра оказываются причиной гибели ни в чем не повинного Евгения, простого, обыкновенного человека. Он не герой, но умеет и хочет трудиться, он смел во время наводнения, несмотря на бедность, Евгению дороже всего независимость и честь. Он мечтает о простом человеческом счастье: жениться на любимой девушке и скромно жить своим трудом. Наводнение, показанное в поэме как бунт покоренной, завоеванной стихии против Петра, губит его жизнь: Параша погибает, а Евгений сходит с ума.
Поэма в художественном плане – шедевр творчества А.С. Пушкина, она полна ярких образов и описаний, при этом, какой Петербургский пейзаж ни описывался бы, он всегда полон стихии: мотивы ветра и воды здесь ведущие. Произведение наполнено средствами выразительности и звукописью.