Оглавление
3. Произведения
3.76. Ахматова А.А. Стихи 3.98. Ахматова А.А. Поэзия 3.164. Блок А.А. Двенадцать 3.258. Блок А.А. Стихи 3.312. Блок А.А. Поэзия 3.370. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита 3.444. Бунин И.А. 3.468. Введение в 20 век 3.492. Гоголь Н.В. Мертвые души 3.540. Гоголь Н.В. Ревизор 3.567. Гоголь Н.В. Шинель 3.583. Гончаров И.А. Обломов 3.620. Горький М. На дне 3.631. Горький М. Старуха Изергиль 3.645. Грибоедов А.С. Горе от ума 3.657. Державин Г.Р. 3.670. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание 3.693. Есенин С.А. Стихи 3.695. Жуковский В.А. 3.713. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени 3.718. Лермонтов М.Ю. Поэмы 3.724. Лермонтов М.Ю. Поэзия 3.725. Мандельштам О.Э. Стихи 3.726. Мандельштам О.Э. Поэзия 3.727. Маяковский В.В. Облако в штанах 3.728. Маяковский В.В. Поэзия 3.729. Маяковский В.В. Стихи 3.730. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо 3.731. Некрасов Н.А. Поэзия 3.732. Некрасов Н.А. Стихи 3.733. Островский А.Н. Гроза 3.734. Пастернак Б.Л. Стихи 3.735. Пастернак Б.Л. Поэзия 3.736. Пушкин А.С. Капитанская дочка 3.737. Пушкин А.С. Евгений Онегин 3.738. Пушкин А.С. Медный всадник 3.739. Пушкин А.С. Поэзия 3.740. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки 3.741. Слово о полку Игореве 3.742. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор 3.743. Твардовский А.Т. Стихи 3.744. Твардовский А.Т. Поэзия 3.745. Толстой Л.Н. Война и мир 3.746. Толстой Л.Н. Таблица персонажей Войны и мира 3.747. Тургенев И.С. Отцы и дети 3.748. Тютчев Ф.И. Стихи 3.749. Тютчев Ф.И. Поэзия 3.750. Фет А.А. Стихи 3.751. Фет А.А. Поэзия 3.752. Фонвизин Д.И. Недоросль 3.753. Цветаева М.И. Стихи 3.754. Цветаева М.И. Поэзия 3.755. Чехов А.П. Вишневый сад 3.756. Чехов А.П. Рассказы 3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон

Прочитано 0%

28. Теория литературы Читать 0 мин.

28.108. Поэтические термины

Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.

Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший).

Рифма и ритм — взаимосвязанные явления. Если в конце строки есть рифма, то строка ощущается как более целостное, завершенное единство. Придавая каждой строке целостность и завершенность, рифма и ритм подчеркивают «одинаковость» строк.

По степени совпадения концов рифмующихся строк рифмы делятся на точные и неточные. В точных рифмах гласные и согласные звуки в конце рифмующихся строк полностью совпадают:

Широк и желт вечерний свет, [Разрыв обтекания текста]Нежна апрельская прохлада. [Разрыв обтекания текста]Ты опоздал на много лет, [Разрыв обтекания текста]Но все-таки тебе я рада.

В неточных рифмах такое совпадение бывает неполным:[Разрыв обтекания текста]

Уже кленовые листы [Разрыв обтекания текста]На пруд слетают лебединый, [Разрыв обтекания текста]И окровавлены кусты [Разрыв обтекания текста]Неспешно зреющей рябины.

По расположению последнего ударного гласного рифмы делятся на мужские и женские.

Если ударный слог стоит на первом месте от конца строки, то это мужская рифма (садУ—льдУ). Если ударный слог стоит на втором месте от конца, то это женская рифма (гОрем—мОрем):[Разрыв обтекания текста]

Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.

Строки в строфе могут рифмоваться по-разному:

1. парная (иначе — смежная) рифма, когда рифмуются между собой две соседние строчки:

Пружина чести — наш кумир,

И вот на чем вертится мир

2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. Д.:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье

3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в эти каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Есть еще свободная рифмовка, когда отсутствует закономерность чередования рифм в строках.

Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, тот, от чьего лица ведется речь, своего рода персонаж лирики. Учитывая, что в лирике главным объектом высказывания являются чувства и эмоции, значит, именно чувства и эмоции лирического героя мы видим в стихотворении.

Системы стихосложения — способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи (по сути, строки стихотворения). В русском языке существует три основные системы стихосложения:

  • Тоническое стихосложение основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов произвольно. Например, тоническими стихами написаны былины. Количество безударных слогов в строке может быть разным, но количество ударных, как правило, совпадает (принято не считать ударными разного рода служебные слова):[Разрыв обтекания текста]

Он спустил коня да богатырского[Разрыв обтекания текста]Да поехал ли по той по силушке татарскоей.[Разрыв обтекания текста]Стал он силушку конем топтать,[Разрыв обтекания текста]Стал конем топтать, копьем колоть,[Разрыв обтекания текста]Стал он бить ту силушку великую —[Разрыв обтекания текста]А он силу бьет, будто траву косит.[Разрыв обтекания текста]Его добрый конь да богатырския.

Тоническое стихосложение характерно для русского языка.

  • Силлабическое стихосложение — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения:

Уме, недозрелый плод недолгой науки!

Покойся, не понуждай к перу мои руки:

Не писав летящи дни века проводити

Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.

Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,

На которых смелые не запнутся ноги.

Антиох Кантемир

Силлабика не характерна для русского языка, поэтому в нашей литературе она не употреблялась.

  • Силлабо-тоническое стихосложение — разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Именно этот тип стихосложения с 18 века доминирует в русской литературе.

В зависимости от того, как чередуются ударные и безударные звуки выделяют стихотворные размеры.

Размер — схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.

Хорей — стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй — безударный. Схема: / _ / _ [Разрыв обтекания текста]

В нЕбе тАют облакА, [Разрыв обтекания текста]И, лучИстая на знОе, [Разрыв обтекания текста]В Искрах кАтится рекА, [Разрыв обтекания текста]СлОвно зЕркало стальнОе.

Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный. Схема: _ / _ / [Разрыв обтекания текста]

ОпЯть стоЮ я нАд НевОй, [Разрыв обтекания текста]И снОва, кАк в былЫе гОды, [Разрыв обтекания текста]СмОтрю и Я, как бЫ живОй, [Разрыв обтекания текста]На Эти дрЕмлющие вОды.

Дактиль — стопа из трех слогов, где первый слог ударный, второй и третий — безударные. Схема: / _ _ / _ _[Разрыв обтекания текста]

РАнними лЕтними рОсами [Разрыв обтекания текста]ВЫйдем мы в пОле гулять. [Разрыв обтекания текста]БУдем звенЯщими кОсами [Разрыв обтекания текста]СОчные трАвы срезАть!

Амфибрахий — стопа из трех слогов, где первый и третий слоги безударные, а второй — ударный. Схема: _ / _ _ / _ _ / _[Разрыв обтекания текста]

Есть жЕнщины в рУсских селЕньях[Разрыв обтекания текста]С спокОйною вАжностью лИц, [Разрыв обтекания текста]С красИвою сИлой в движЕньях, [Разрыв обтекания текста]С похОдкой, со взглЯдом царИц.

Анапест — стопа из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий — ударный. Схема: _ _ / _ _ / [Разрыв обтекания текста]

ПрозвучАло над Ясной рекОю, [Разрыв обтекания текста]ПрозвенЕло в помЕркшем лугУ, [Разрыв обтекания текста]ПрокатИлось над рОщей немОю, [Разрыв обтекания текста]ЗасветИлось на тОм берегУ.

Дольник (паузник) - вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной, их количество может изменяться от 0 до 2). Например:[Разрыв обтекания текста]

«ДнЕй бЫк пЕг,[Разрыв обтекания текста] МЕдленна лЕт арбА,[Разрыв обтекания текста] НАш бОг бЕг,[Разрыв обтекания текста] СЕрдце нАш барабАн».

В. Маяковский.

Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на примерном равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника) любые, в том числе превосходящие 3 слога.

Юноше,[Разрыв обтекания текста]обдУмывающему[Разрыв обтекания текста]житьЕ,[Разрыв обтекания текста]решАющему —[Разрыв обтекания текста]сдЕлать бы жИзнь с кого,[Разрыв обтекания текста]скажУ[Разрыв обтекания текста]не задУмываясь:[Разрыв обтекания текста]— ДЕлай её[Разрыв обтекания текста]с товАрища[Разрыв обтекания текста]ДзержИнского

В. Маяковский.

Если в стихотворении не соблюдается ни число безударных слогов, ни ударных – это свободный стих, или верлибр. Например:

Она пришла с мороза,[Разрыв обтекания текста]Раскрасневшаяся,[Разрыв обтекания текста]Наполнила комнату[Разрыв обтекания текста]Ароматом воздуха и духов,[Разрыв обтекания текста]Звонким голосом[Разрыв обтекания текста]И совсем неуважительной к занятиям[Разрыв обтекания текста]Болтовней.

А. Блок.

Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но обладающий определенным размером: белый ямб, белый анапест и т. д. Пример:[Разрыв обтекания текста]

НаступИло крАсно Утро [Разрыв обтекания текста]В середИне гдЕ-то мАрта, [Разрыв обтекания текста]А по трОпочке срЕдь лЕса [Разрыв обтекания текста]ДОбрый мОлодец идЕт. [Разрыв обтекания текста]Он ходИл в далЕки стрАны, [Разрыв обтекания текста]ПовидАл немАло дИва [Разрыв обтекания текста]И тепеЕрь спешИт вот к дОму [Разрыв обтекания текста]ЧЕрез дЕсять цЕлых лЕт.

Здесь – белый дактиль.

Очень редко в литературе можно встретить «идеальный» стихотворный размер с точным соблюдением чередования ударных и безударных звуков. Зачастую в стихе может содержаться лишний ударный или безударный слог. При определении размера нужно найти тенденцию, преобладающую в стихотворении.

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно