28. Теория литературы Читать 0 мин.
28.108. Поэтические термины
Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения.
Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший).
Рифма и ритм — взаимосвязанные явления. Если в конце строки есть рифма, то строка ощущается как более целостное, завершенное единство. Придавая каждой строке целостность и завершенность, рифма и ритм подчеркивают «одинаковость» строк.
По степени совпадения концов рифмующихся строк рифмы делятся на точные и неточные. В точных рифмах гласные и согласные звуки в конце рифмующихся строк полностью совпадают:
Широк и желт вечерний свет, [Разрыв обтекания текста]Нежна апрельская прохлада. [Разрыв обтекания текста]Ты опоздал на много лет, [Разрыв обтекания текста]Но все-таки тебе я рада.
В неточных рифмах такое совпадение бывает неполным:[Разрыв обтекания текста]
Уже кленовые листы [Разрыв обтекания текста]На пруд слетают лебединый, [Разрыв обтекания текста]И окровавлены кусты [Разрыв обтекания текста]Неспешно зреющей рябины.
По расположению последнего ударного гласного рифмы делятся на мужские и женские.
Если ударный слог стоит на первом месте от конца строки, то это мужская рифма (садУ—льдУ). Если ударный слог стоит на втором месте от конца, то это женская рифма (гОрем—мОрем):[Разрыв обтекания текста]
Строфа — организованное сочетание стихов (стих — поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части. Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим — двустишие.
Строки в строфе могут рифмоваться по-разному:
1. парная (иначе — смежная) рифма, когда рифмуются между собой две соседние строчки:
Пружина чести — наш кумир,
И вот на чем вертится мир
2. перекрестная, когда первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. Д.:
Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье.
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье
3. кольцевая (иначе — опоясывающая), когда первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в эти каторжные норы
Доходит мой свободный глас.
Есть еще свободная рифмовка, когда отсутствует закономерность чередования рифм в строках.
Лирический герой — субъект высказывания в лирическом произведении, тот, от чьего лица ведется речь, своего рода персонаж лирики. Учитывая, что в лирике главным объектом высказывания являются чувства и эмоции, значит, именно чувства и эмоции лирического героя мы видим в стихотворении.
Системы стихосложения — способ организации стихотворной речи, противопоставляющий ее прозе. В основе стихосложения лежит членение речи на стихи (по сути, строки стихотворения). В русском языке существует три основные системы стихосложения:
-
Тоническое стихосложение основано на упорядоченности появления ударных слогов в стихе, при этом количество безударных слогов произвольно. Например, тоническими стихами написаны былины. Количество безударных слогов в строке может быть разным, но количество ударных, как правило, совпадает (принято не считать ударными разного рода служебные слова):[Разрыв обтекания текста]
Он спустил коня да богатырского[Разрыв обтекания текста]Да поехал ли по той по силушке татарскоей.[Разрыв обтекания текста]Стал он силушку конем топтать,[Разрыв обтекания текста]Стал конем топтать, копьем колоть,[Разрыв обтекания текста]Стал он бить ту силушку великую —[Разрыв обтекания текста]А он силу бьет, будто траву косит.[Разрыв обтекания текста]Его добрый конь да богатырския.
Тоническое стихосложение характерно для русского языка.
-
Силлабическое стихосложение — принцип деления стиха на ритмические единицы, равные между собой по числу слогов, а не числу ударений и месту их расположения:
Уме, недозрелый плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги.
Силлабика не характерна для русского языка, поэтому в нашей литературе она не употреблялась.
-
Силлабо-тоническое стихосложение — разновидность тонического стихосложения, основано на упорядоченном чередовании ударных и безударных слогов в стихе. Именно этот тип стихосложения с 18 века доминирует в русской литературе.
В зависимости от того, как чередуются ударные и безударные звуки выделяют стихотворные размеры.
Размер — схема чередования ударного и безударного слогов. Силлабо-тоническое стихосложение знает пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест.
Хорей — стопа (сочетание ударного и безударного слогов), состоящая из двух слогов, где первый слог — ударный, второй — безударный. Схема: / _ / _ [Разрыв обтекания текста]
В нЕбе тАют облакА, [Разрыв обтекания текста]И, лучИстая на знОе, [Разрыв обтекания текста]В Искрах кАтится рекА, [Разрыв обтекания текста]СлОвно зЕркало стальнОе.
Ямб — стопа, состоящая из двух слогов, где первый слог безударный, второй — ударный. Схема: _ / _ / [Разрыв обтекания текста]
ОпЯть стоЮ я нАд НевОй, [Разрыв обтекания текста]И снОва, кАк в былЫе гОды, [Разрыв обтекания текста]СмОтрю и Я, как бЫ живОй, [Разрыв обтекания текста]На Эти дрЕмлющие вОды.
Дактиль — стопа из трех слогов, где первый слог ударный, второй и третий — безударные. Схема: / _ _ / _ _[Разрыв обтекания текста]
РАнними лЕтними рОсами [Разрыв обтекания текста]ВЫйдем мы в пОле гулять. [Разрыв обтекания текста]БУдем звенЯщими кОсами [Разрыв обтекания текста]СОчные трАвы срезАть!
Амфибрахий — стопа из трех слогов, где первый и третий слоги безударные, а второй — ударный. Схема: _ / _ _ / _ _ / _[Разрыв обтекания текста]
Есть жЕнщины в рУсских селЕньях[Разрыв обтекания текста]С спокОйною вАжностью лИц, [Разрыв обтекания текста]С красИвою сИлой в движЕньях, [Разрыв обтекания текста]С похОдкой, со взглЯдом царИц.
Анапест — стопа из трех слогов, где первый и второй слоги безударные, а третий — ударный. Схема: _ _ / _ _ / [Разрыв обтекания текста]
ПрозвучАло над Ясной рекОю, [Разрыв обтекания текста]ПрозвенЕло в помЕркшем лугУ, [Разрыв обтекания текста]ПрокатИлось над рОщей немОю, [Разрыв обтекания текста]ЗасветИлось на тОм берегУ.
Дольник (паузник) - вид тонического стиха, в единицах которого совпадает только число ударных слогов, безударные же слоги являются величиной переменной, их количество может изменяться от 0 до 2). Например:[Разрыв обтекания текста]
«ДнЕй бЫк пЕг,[Разрыв обтекания текста] МЕдленна лЕт арбА,[Разрыв обтекания текста] НАш бОг бЕг,[Разрыв обтекания текста] СЕрдце нАш барабАн».
В. Маяковский.
Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на примерном равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие от дольника) любые, в том числе превосходящие 3 слога.
Юноше,[Разрыв обтекания текста]обдУмывающему[Разрыв обтекания текста]житьЕ,[Разрыв обтекания текста]решАющему —[Разрыв обтекания текста]сдЕлать бы жИзнь с кого,[Разрыв обтекания текста]скажУ[Разрыв обтекания текста]не задУмываясь:[Разрыв обтекания текста]— ДЕлай её[Разрыв обтекания текста]с товАрища[Разрыв обтекания текста]ДзержИнского
В. Маяковский.
Если в стихотворении не соблюдается ни число безударных слогов, ни ударных – это свободный стих, или верлибр. Например:
Она пришла с мороза,[Разрыв обтекания текста]Раскрасневшаяся,[Разрыв обтекания текста]Наполнила комнату[Разрыв обтекания текста]Ароматом воздуха и духов,[Разрыв обтекания текста]Звонким голосом[Разрыв обтекания текста]И совсем неуважительной к занятиям[Разрыв обтекания текста]Болтовней.
А. Блок.
Белый стих — стих, не имеющий рифмы, но обладающий определенным размером: белый ямб, белый анапест и т. д. Пример:[Разрыв обтекания текста]
НаступИло крАсно Утро [Разрыв обтекания текста]В середИне гдЕ-то мАрта, [Разрыв обтекания текста]А по трОпочке срЕдь лЕса [Разрыв обтекания текста]ДОбрый мОлодец идЕт. [Разрыв обтекания текста]Он ходИл в далЕки стрАны, [Разрыв обтекания текста]ПовидАл немАло дИва [Разрыв обтекания текста]И тепеЕрь спешИт вот к дОму [Разрыв обтекания текста]ЧЕрез дЕсять цЕлых лЕт.
Здесь – белый дактиль.
Очень редко в литературе можно встретить «идеальный» стихотворный размер с точным соблюдением чередования ударных и безударных звуков. Зачастую в стихе может содержаться лишний ударный или безударный слог. При определении размера нужно найти тенденцию, преобладающую в стихотворении.