3. Произведения Читать 0 мин.
3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон
История создания.
Вот как рассказывал историю создания своего произведения М.А. Шолохов: «Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал, почувствовал: что-то не то…». Действительно, задуманный 21 летним писателем роман под рабочим названием «Донщина» должен был повествовать об участии донских казаков в корниловском мятеже летом 1918 года. Однако объяснить причины участия донцев в этом походе оказалось невозможным, не рассказав о том, кто же такие казаки, что побудило их не только выступить против Временного правительства, но и потом стать действенной силой в событиях пореволюционного времени и Гражданской войны. Для этого писателю пришлось вернуться назад, к периоду мирной жизни: отправной точкой произведения стал не осажденный Петроград, а хутор Татарский станицы Вёшенской, время основного действия романа начало свой отсчет с мая 1912 года.
Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины».
Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема. Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А. Фадеев от лица всесильного РАПП – Российской ассоциации пролетарских писателей – настоятельно рекомендую автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим»: «Сделай его своим, иначе роман угроблен». В одном из писем, жалуясь на негативную атмосферу вокруг романа, вовсе не способствующую плодотворному творчеству, Шолохов пишет: «…Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы ни как… Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет.
Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле. Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой». Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.
Название и эпиграфы.
Образ Тихого Дона — символ народной жизни, родины. В песнях исстари Дон называли «славный тихий Дон», «ты наш батюшка, тихий Дон». Фольклорно-песенное название и эпиграфы отражают замысел автора — показать жизнь донского казачества с его традициями, культурой и диалектными особенностями языка.
Эпиграфы (два ко всему роману и один к третьей книге) — тоже цитаты из старинных казачьих песен. Все эпиграфы — своеобразная лирическая «предыстория», уходящая в глубь веков. Постоянный повторяющийся эпитет «тихий» приобретает контрастный трагический смысл на фоне происходящих в романе бурных событий.
Первый эпиграф — сокращённый вариант песни «Дон после войны», в которой рассказывается о любви к «славной землюшке» и к «батюшке тихому Дону» и звучат жалобы на тяжёлую казачью долю.
Во втором эпиграфе создан образ «возмутившейся реки» — в фольклоре это символ тревог и волнений.
В третьем — помутнение Дона объясняется не природными явлениями, а социальными: «Дон отпустил своих сынов на войну». Эпитет по отношению к Дону «тихий» здесь имеет значение «спокойный, мирный».
Дон – казацкая вольница.
Действие романа сосредоточено в одной из наиболее сложных провинций России — на Дону.
Дон — это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные крестьяне, ставшие здесь свободными казаками. Именно казаки являлись главной движущей силой народных восстаний на Украине в XVI—XVII вв. и крестьянских войн в России в XVII—XVIII вв. (можно вспомнить Запорожскую Сечь из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). К началу XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астраханское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). Казацкое население тогда составляло 4,4 млн. человек и владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. В 1936 г. были созданы донское, кубанское и терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.
Во все времена в характере казаков главным было особое уважение к свободе, стремление к независимости.
Изображение донского казачества.
«Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве с его особой культурой, традициями, диалектными особенностями языка, о некогда вольных людях, сохранивших особое уважение к свободе. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, а за его историческими судьбами — судьбу народа России.
В романе много эпизодов, которые рассказывают о старинных казацких обычаях. Почти все они связаны с Доном. В начале Гражданской войны один из подтёлковцев, Минаев, вспоминает старинный обычай одаривать Дон после окончания службы. Переезжая реку, машинист всегда замедляет ход, а казаки с криками «Дон! Наш Дон! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец!» бросают с моста в воду фуражки, шинели и т. д.
Аксинья с бабкой Дроздихой выполняет магические действия от «присухи» — от тоски по Григорию. Она плещет через плечо донской водой. Подробно описаны в романе этапы казачьей свадьбы Григория и Натальи сватовство, смотрины, сговор. Запоминается сцена споров между отцами молодых. Согласно обычаю, отец невесты требует от жениха богатых нарядов, хотя у Натальи их в избытке (шуба, два шерстяных платья, гетры с галошами, шёлковый платок). Для Мелеховых это разорение, для Коршуновых — уважение обычаев.
Все эпизоды содержат этнографически детали, которые помогают понять характеры казаков.