Оглавление
3. Произведения
3.76. Ахматова А.А. Стихи 3.98. Ахматова А.А. Поэзия 3.164. Блок А.А. Двенадцать 3.258. Блок А.А. Стихи 3.312. Блок А.А. Поэзия 3.370. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита 3.444. Бунин И.А. 3.468. Введение в 20 век 3.492. Гоголь Н.В. Мертвые души 3.540. Гоголь Н.В. Ревизор 3.567. Гоголь Н.В. Шинель 3.583. Гончаров И.А. Обломов 3.620. Горький М. На дне 3.631. Горький М. Старуха Изергиль 3.645. Грибоедов А.С. Горе от ума 3.657. Державин Г.Р. 3.670. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание 3.693. Есенин С.А. Стихи 3.695. Жуковский В.А. 3.713. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени 3.718. Лермонтов М.Ю. Поэмы 3.724. Лермонтов М.Ю. Поэзия 3.725. Мандельштам О.Э. Стихи 3.726. Мандельштам О.Э. Поэзия 3.727. Маяковский В.В. Облако в штанах 3.728. Маяковский В.В. Поэзия 3.729. Маяковский В.В. Стихи 3.730. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо 3.731. Некрасов Н.А. Поэзия 3.732. Некрасов Н.А. Стихи 3.733. Островский А.Н. Гроза 3.734. Пастернак Б.Л. Стихи 3.735. Пастернак Б.Л. Поэзия 3.736. Пушкин А.С. Капитанская дочка 3.737. Пушкин А.С. Евгений Онегин 3.738. Пушкин А.С. Медный всадник 3.739. Пушкин А.С. Поэзия 3.740. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки 3.741. Слово о полку Игореве 3.742. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор 3.743. Твардовский А.Т. Стихи 3.744. Твардовский А.Т. Поэзия 3.745. Толстой Л.Н. Война и мир 3.746. Толстой Л.Н. Таблица персонажей Войны и мира 3.747. Тургенев И.С. Отцы и дети 3.748. Тютчев Ф.И. Стихи 3.749. Тютчев Ф.И. Поэзия 3.750. Фет А.А. Стихи 3.751. Фет А.А. Поэзия 3.752. Фонвизин Д.И. Недоросль 3.753. Цветаева М.И. Стихи 3.754. Цветаева М.И. Поэзия 3.755. Чехов А.П. Вишневый сад 3.756. Чехов А.П. Рассказы 3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон

Прочитано 0%

3. Произведения Читать 0 мин.

3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон

История создания.

Вот как рассказывал историю создания своего произведения М.А. Шолохов: «Начал писать роман в 1925 году. Причем первоначально я не мыслил так широко его развернуть. Привлекала задача показать казачество в революции. Начал с участия казачества в походе Корнилова на Петроград… Написал 5-6 печатных листов. Когда написал, почувствовал: что-то не то…». Действительно, задуманный 21 летним писателем роман под рабочим названием «Донщина» должен был повествовать об участии донских казаков в корниловском мятеже летом 1918 года. Однако объяснить причины участия донцев в этом походе оказалось невозможным, не рассказав о том, кто же такие казаки, что побудило их не только выступить против Временного правительства, но и потом стать действенной силой в событиях пореволюционного времени и Гражданской войны. Для этого писателю пришлось вернуться назад, к периоду мирной жизни: отправной точкой произведения стал не осажденный Петроград, а хутор Татарский станицы Вёшенской, время основного действия романа начало свой отсчет с мая 1912 года.

Осенью 1926 года писатель сел за задуманную работу, а уже через год в журнале «Октябрь» вышла первая книга эпопеи «Тихий Дон», в 1928 году – вторая, вобравшая в себя некогда отложенные главы «Донщины».

Можно было ожидать столь же скорого выхода третьей книги, однако неожиданно дело затормозилось. Причиной всему оказались возникшие проблемы «нелитературного свойства». В центре повествования третьей книги – восстание казаков 1919 года – слишком болезненная для новой власти тема. Вокруг глав этой книги начинается бурная полемика, нередко принимающая форму откровенных нападок. Писатель и влиятельный литературный функционер А. Фадеев от лица всесильного РАПП – Российской ассоциации пролетарских писателей – настоятельно рекомендую автору немедленно, в третьей же книге, сделать Григория Мелехова «нашим»: «Сделай его своим, иначе роман угроблен». В одном из писем, жалуясь на негативную атмосферу вокруг романа, вовсе не способствующую плодотворному творчеству, Шолохов пишет: «…Фадеев предлагает мне сделать такие изменения, которые для меня неприемлемы ни как… Я предпочту лучше совсем не печатать, нежели делать это помимо своего желания, в ущерб и роману и себе». Третьей книги читателю пришлось ждать еще несколько лет.

Главной герой произведения Григорий Мелехов, вопреки настоятельным рекомендациям автору, пришел вовсе не к истинному большевизму, а к своему родному дому, к сыну, к оставленной им земле. Вышедший отдельным изданием в 1953 году роман был изувечен ножницами редактора: только в таком, сильно «урезанном» и «дополненном» виде его допускали к читателю, и автору пришлось согласиться с «правкой». Не искаженный цензорскими и редакторскими вмешательствами полный текст своего произведения Шолохов увидит напечатанным только в 1980 году. В собрании сочинений – через пятьдесят лет после написания и за четыре года до конца жизни.

Название и эпиграфы.

Образ Тихого Дона — символ народной жизни, родины. В песнях исстари Дон называли «славный тихий Дон», «ты наш батюшка, тихий Дон». Фольклорно-песенное название и эпиграфы отражают замысел автора — показать жизнь донского казачества с его традициями, культурой и диалектными особенностя­ми языка.

Эпиграфы (два ко всему роману и один к третьей книге) — тоже цитаты из старинных казачьих песен. Все эпиграфы — своеобразная лирическая «предыстория», уходящая в глубь веков. Постоянный повторяющийся эпитет «тихий» приобретает контрастный трагический смысл на фоне происходящих в романе бурных событий.

Первый эпиграф — сокращённый вариант песни «Дон после войны», в которой рассказывается о любви к «славной землюшке» и к «батюшке тихому Дону» и звучат жалобы на тяжёлую казачью долю.

Во втором эпиграфе создан образ «возмутившейся реки» — в фольклоре это символ тревог и волнений.

В третьем — помутнение Дона объясняется не природными явлениями, а социальными: «Дон отпустил своих сынов на войну». Эпитет по отношению к Дону «тихий» здесь имеет значение «спокойный, мирный».

Дон – казацкая вольница.

Действие романа сосредоточено в одной из наиболее сложных провинций России — на Дону.

Дон — это казацкая вольница, место, куда бежали крепостные крестьяне, ставшие здесь свободными казаками. Именно казаки являлись главной движу­щей силой народных восстаний на Украине в XVI—XVII вв. и крестьянских войн в России в XVII—XVIII вв. (можно вспомнить Запорожскую Сечь из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). К началу XX в. существовало 11 казачьих войск (Донское, Кубанское, Терское, Оренбургское, Уральское, Астрахан­ское, Сибирское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское, Забайкальское). Ка­зацкое население тогда составляло 4,4 млн. человек и владело 63 млн. десятин земли. В Первую мировую войну воевало около 300 000 казаков. В 1920 г. казачество как сословие было упразднено. В 1936 г. были созданы донское, кубанское и терское казачьи соединения, участвовавшие в Великой Отечественной войне.

Во все времена в характере казаков главным было особое уважение к свободе, стремление к независимости.

Изображение донского казачества.

«Тихий Дон» — прежде всего книга о донском казачестве с его особой культурой, традициями, диалектными особенностями языка, о некогда вольных лю­дях, сохранивших особое уважение к свободе. Шолохов стремился показать казачество как целый мир, а за его историческими судьбами — судьбу народа России.

В романе много эпизодов, которые рассказывают о старинных казацких обычаях. Почти все они связаны с Доном. В начале Гражданской войны один из подтёлковцев, Минаев, вспоминает старинный обычай одаривать Дон после окончания службы. Переезжая реку, машинист всегда замедляет ход, а казаки с криками «Дон! Наш Дон! Тихий Дон! Отец родимый, кормилец!» бросают с моста в воду фуражки, шинели и т. д.

Аксинья с бабкой Дроздихой выполняет магические действия от «присухи» — от тоски по Григорию. Она плещет через плечо донской водой. Подробно описаны в романе этапы казачьей свадьбы Григория и Натальи сватовство, смотрины, сговор. Запоминается сцена споров между отцами молодых. Согласно обычаю, отец невесты требует от жениха богатых нарядов, хотя у Натальи их в избытке (шуба, два шерстяных платья, гетры с галошами, шёлковый платок). Для Мелеховых это разорение, для Коршуновых — уважение обычаев.

Все эпизоды содержат этнографически детали, которые помогают понять характеры казаков.

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно