Оглавление
3. Произведения
3.76. Ахматова А.А. Стихи 3.98. Ахматова А.А. Поэзия 3.164. Блок А.А. Двенадцать 3.258. Блок А.А. Стихи 3.312. Блок А.А. Поэзия 3.370. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита 3.444. Бунин И.А. 3.468. Введение в 20 век 3.492. Гоголь Н.В. Мертвые души 3.540. Гоголь Н.В. Ревизор 3.567. Гоголь Н.В. Шинель 3.583. Гончаров И.А. Обломов 3.620. Горький М. На дне 3.631. Горький М. Старуха Изергиль 3.645. Грибоедов А.С. Горе от ума 3.657. Державин Г.Р. 3.670. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание 3.693. Есенин С.А. Стихи 3.695. Жуковский В.А. 3.713. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени 3.718. Лермонтов М.Ю. Поэмы 3.724. Лермонтов М.Ю. Поэзия 3.725. Мандельштам О.Э. Стихи 3.726. Мандельштам О.Э. Поэзия 3.727. Маяковский В.В. Облако в штанах 3.728. Маяковский В.В. Поэзия 3.729. Маяковский В.В. Стихи 3.730. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо 3.731. Некрасов Н.А. Поэзия 3.732. Некрасов Н.А. Стихи 3.733. Островский А.Н. Гроза 3.734. Пастернак Б.Л. Стихи 3.735. Пастернак Б.Л. Поэзия 3.736. Пушкин А.С. Капитанская дочка 3.737. Пушкин А.С. Евгений Онегин 3.738. Пушкин А.С. Медный всадник 3.739. Пушкин А.С. Поэзия 3.740. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки 3.741. Слово о полку Игореве 3.742. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор 3.743. Твардовский А.Т. Стихи 3.744. Твардовский А.Т. Поэзия 3.745. Толстой Л.Н. Война и мир 3.746. Толстой Л.Н. Таблица персонажей Войны и мира 3.747. Тургенев И.С. Отцы и дети 3.748. Тютчев Ф.И. Стихи 3.749. Тютчев Ф.И. Поэзия 3.750. Фет А.А. Стихи 3.751. Фет А.А. Поэзия 3.752. Фонвизин Д.И. Недоросль 3.753. Цветаева М.И. Стихи 3.754. Цветаева М.И. Поэзия 3.755. Чехов А.П. Вишневый сад 3.756. Чехов А.П. Рассказы 3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон

Прочитано 0%

3. Произведения Читать 0 мин.

3.657. Державин Г.Р.

Г.Р. Державин - Памятник 

Классицизм 

 КЛАССИЦИЗМ (от лат. Classicus - образцовый) – направление в литературе и искусстве XVII - нач. XIX вв., обратившееся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Требует строгого соблюдения ряда правил, канонов, единств. 

 Исторические корни классицизма и его идейная основа 

 Складывается в Западной Европе с конца XVI века. Достигает подъема в XVII столетии в связи с расцветом абсолютной монархии во Франции при Людовике XIV.

Возникновение классицизма было обусловлено эпохой абсолютизма в Европе. В то время человек считался всего лишь слугой своего государства, отсюда главная идея классицизма — гражданское служение. Понятие долга стало для этого литературного направления ключевым. В основе эстетики классицизма лежала концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями. Тот, кто живет рассудком, служит обществу, государству, монарху, способен самовыразиться, утвердиться в жизни, стать победителем. 

Цель классицизма — просвещать и наставлять публику, обращая ее к возвышенным примерам, идеалам, образцам. Таким «идеалом» послужила культура античного мира.

В Россию классицизм пришел во второй четверти XVIII века. 

Это литературное направление продолжило свое существование до начала XIX века, пока ему на смену не пришли сентиментализм и романтизм. 

 Основные черты классицизма в литературе: 

 Строгое соблюдение законов жанра, разделение на высокие жанры — оду, трагедию, героическую поэму и низкие — комедию, сатиру, басню. Высокие жанры отражали государственную жизнь, исторические события, античные сюжеты. В низких изображалась повседневная жизнь обычных людей. Здесь могли появляться простолюдины, крестьяне. 

Не допускалось смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

В драматургии - правило трех единств: единство места (все происходит в одном месте), единство времени (все события должны развиваться в течение небольшого отрезка времени - суток), единство действия (единая сюжетная линия должна пронизывать все произведение, «все должно быть направлено к одной цели, к одному намерению») 

Использование героев-масок — устойчивых амплуа, которые переходят из пьесы в пьесу: девушка-госпожа (невеста), субретка (служанка, активно участвует в интриге), глуповатый (обманутый) отец, положительный герой-любовник, отрицательный герой-любовник (вместе с героиней образуют любовный треугольник), резонер (выражает авторскую позицию). 

В результате девушка выходит замуж за положительного жениха. 

Единство характеров героев, их односторонность, внутренняя статичность. 

Однолинейность характеров выражалась в том, что каждый герой олицетворял какое-либо одно качество (страсть, мужество, благородство, алчность и т.д.). Отсутствие эволюции характеров. Схематизм в изображении персонажей.

Деление героев на положительных и отрицательных: одни действовали по велению разума, чувства долга, были добродетельны; другие являлись носителями порока, находились во власти эгоистических страстей. Положительные персонажи были склонны к нравоучительным рассуждениям с авторских позиций. 

Герои («высоких» жанров) говорили высокопарным, торжественным, приподнятым языком; они произносили длинные монологи с целью полнее раскрыть свои взгляды, убеждения, принципы. Такие монологи замедляли действие пьесы. 

Использование «говорящих» фамилий персонажей. 

В конфликте добра и зла, разума и глупости, долга и чувства всегда побеждали добро, разум, долг (порок был наказан, а добродетель торжествовала). 

Сторонники классицизма обычно заимствовали сюжеты для произведений из античной истории или мифологии. Правила классицизма требовали логического развертывания сюжета, стройности композиции, четкости и лаконичности языка, рациональной ясности и благородной красоты стиля. 

 О стихотворении «Памятник» 

 Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, 

Металлов тверже он и выше пирамид; 

Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, 

И времени полет его не сокрушит. 

Так! — весь я не умру, но часть меня большая, 

От тлена убежав, по смерти станет жить, 

И слава возрастет моя, не увядая, 

Доколь славянов род вселенна будет чтить. 

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, 

Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; 

Всяк будет помнить то в народах неисчетных, 

Как из безвестности я тем известен стал, 

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге 

О добродетелях Фелицы возгласить, 

В сердечной простоте беседовать о боге 

И истину царям с улыбкой говорить. 

О муза! возгордись заслугой справедливой, 

И презрит кто тебя, сама тех презирай; 

Непринужденною рукой неторопливой 

Чело твое зарей бессмертия венчай. 

 Стихотворение было написано в 1795 году, относится к зрелому периоду творчества поэта. Изначально оно называлось «К музе». Стихотворение представляет собой вольное подражание оде древнеримского поэта Горация «К Мельпомене» (муза трагедии). Кроме Державина к оде Горация обращались Ломоносов, Пушкин, Брюсов. 

Первым перевод оды на русский язык сделал Ломоносов. Этот перевод был достаточно точным, отражал основные идеи и образы оригинала. Державин же предложил вольный перевод-переложение, написав стихотворение в соответствии с российской действительностью и собственными взглядами на поэзию и свои заслуги на поэтическом поприще. 

Отражая нападки критиков, которые считали, что Державин занимается в этом стихотворении самовосхвалением, поэт советовал им не обращать внимания на напыщенный и торжественный слог. Державин говорил, что нужно вдумываться в содержание, отмечая, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу: ей удалось преодолеть границы классицизма и стать более простой для понимания. 

Естественно, немалая заслуга в этом принадлежит самому Державину, о чем он и упомянул в своем стихотворении. 

 Термины 

 Стопа - повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Последовательность групп ударных и безударных слогов (стоп) в строке и создает стихотворный размер. 

Хорей — двусложный стихотворный размер с ударным первым слогом в стопе. 

Схема: ´ _

Пример: «Буря мглою небо кроет, // Вихри снежные крутя...» (А.С. Пушкин «Зимний вечер») 

Ямб — двусложный стихотворный размер с ударным вторым слогом в стопе. 

Схема: _ _´ 

Пример: «Мой дядя самых честных правил, // Когда не в шутку занемог, // Он уважать себя заставил // И лучше выдумать не мог» «А.С. Пушкин «Евгений Онегин») 

Дактиль — трехсложный стихотворный размер с сильным первым слогом в стопе.

Схема: _´ _ _ 

Пример: «В полном разгаре страда деревенская... // Доля ты! — русская долюшка женская! // Вряд ли труднее сыскать.» (Н. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская...») 

Амфибрахий — трехсложный стихотворный размер с ударным вторым слогом в стопе.

Схема: _´ _

Пример: «Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, // И руки особенно тонки, колени обняв. // Послушай: далёко, далёко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф.» (Н. Гумилев «Жираф») 

Анапест — трехсложный стихотворный размер с ударным последним, третьим, слогом в стопе.

Схема: _ _ _´ 

Пример: «Ни страны, ни погоста // не хочу выбирать. // На Васильевский остров // я приду умирать.» (И. Бродский «Стансы») 

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно