Оглавление
3. Произведения
3.76. Ахматова А.А. Стихи 3.98. Ахматова А.А. Поэзия 3.164. Блок А.А. Двенадцать 3.258. Блок А.А. Стихи 3.312. Блок А.А. Поэзия 3.370. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита 3.444. Бунин И.А. 3.468. Введение в 20 век 3.492. Гоголь Н.В. Мертвые души 3.540. Гоголь Н.В. Ревизор 3.567. Гоголь Н.В. Шинель 3.583. Гончаров И.А. Обломов 3.620. Горький М. На дне 3.631. Горький М. Старуха Изергиль 3.645. Грибоедов А.С. Горе от ума 3.657. Державин Г.Р. 3.670. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание 3.693. Есенин С.А. Стихи 3.695. Жуковский В.А. 3.713. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени 3.718. Лермонтов М.Ю. Поэмы 3.724. Лермонтов М.Ю. Поэзия 3.725. Мандельштам О.Э. Стихи 3.726. Мандельштам О.Э. Поэзия 3.727. Маяковский В.В. Облако в штанах 3.728. Маяковский В.В. Поэзия 3.729. Маяковский В.В. Стихи 3.730. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо 3.731. Некрасов Н.А. Поэзия 3.732. Некрасов Н.А. Стихи 3.733. Островский А.Н. Гроза 3.734. Пастернак Б.Л. Стихи 3.735. Пастернак Б.Л. Поэзия 3.736. Пушкин А.С. Капитанская дочка 3.737. Пушкин А.С. Евгений Онегин 3.738. Пушкин А.С. Медный всадник 3.739. Пушкин А.С. Поэзия 3.740. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки 3.741. Слово о полку Игореве 3.742. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор 3.743. Твардовский А.Т. Стихи 3.744. Твардовский А.Т. Поэзия 3.745. Толстой Л.Н. Война и мир 3.746. Толстой Л.Н. Таблица персонажей Войны и мира 3.747. Тургенев И.С. Отцы и дети 3.748. Тютчев Ф.И. Стихи 3.749. Тютчев Ф.И. Поэзия 3.750. Фет А.А. Стихи 3.751. Фет А.А. Поэзия 3.752. Фонвизин Д.И. Недоросль 3.753. Цветаева М.И. Стихи 3.754. Цветаева М.И. Поэзия 3.755. Чехов А.П. Вишневый сад 3.756. Чехов А.П. Рассказы 3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон

Прочитано 0%

3. Произведения Читать 0 мин.

3.695. Жуковский В.А.

В.А. Жуковский — Море и Светлана

Романтизм

РОМАНТИЗМ — литературное направление начала XIX века, пришедшее на смену классицизму и сентиментализму. Романтизм как идейное направление распространился не только на литературу, но и на все сферы человеческой жизни. Его появление обусловлено разочарованием в результатах Великой французской революции и наступлением новой эпохи, следующей за Просвещением. Оно связано в Европе с именами Шеллинга, Шиллера, Гофмана и Байрона, в России же — Карамзина (который является основоположником также другого предромантического литературного течения — сентиментализма) и Жуковского, после — Пушкина и Лермонтова. Романтизму, вытекающему из неудовлетворенности существующим устройством мира, общественным порядком, свойственны:

Острое ощущение несоответствия окружающей действительности внутреннему миру, естественным человеческим потребностям;

Отсюда вытекает призыв следовать в своих поступках велениям чувства;

Утверждение самоценности духовно-творческой жизни личности;

Воспевание свободы и индивидуализма;

Культ дружбы и любви;

Уход от реальности, борьба с ней;

Пренебрежение материальным бытием как низким и пошлым;

Обращение к мистике, фольклору, мифологии;

Изображение сильных характеров, которые противостоят внешнему миру, бунтуют против него;

Культ природы, как духовного идеала, истинной красоты.

Русский романтизм проявляется впервые как отказ от классических условностей. Впервые поэзия признается как самоцельная сфера человеческой жизни, так как именно в ней находят отражения внутренние переживания автора. В строгом смысле слова, уже Державина можно считать «зачинателем» русского романтизма, так как: 1. Державин зачастую пренебрегал строгим правилам классицизма (вспомним, например, его просторечную лексику в оде «Фелица» или стихотворении «Памятник»); 2. Именно Державин впервые «открывает» русской литературе набор изобразительно-выразительных средств, их возможности, создает новый образный язык (что также есть проявление ухода от классических норм и реального изображения действительности). Однако «раскрылся» и приобрел статус ведущего литературного направления романтизм уже после Державина. Карамзина считают создателем предромантического направления — сентиментализма. В творчестве Жуковского романтизм раскрывает себя уже полностью. В своем раннем творчестве Пушкин также был романтиком. Апогей романтизма в России — творчество Лермонтова. Тютчев в своем творчестве «закрывает» романтизм, вернее, «перерастает» его, создает нечто новое.

Жуковский «Море»

«Море»

Элегия

Безмолвное море, лазурное море,

Стою очарован над бездной твоей.

Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,

Тревожною думой наполнено ты.

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое светлое небо к себе?

Таинственной, сладостной полное жизни,

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звезда́ми его.

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу...

И мгла исчезает, и тучи уходят,

Но, полное прошлой тревоги своей,

Ты долго вздымаешь испуганны волны,

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,

Ты, небом любуясь, дрожишь за него. Стихотворение было написано в 1822 году, в период творческой зрелости Жуковского. Напечатано в альманахе «Северные цветы» в 1829 году. Жанр стихотворения — элегия, так его обозначил и сам автор. Элегия — поэтическое произведение, проникнутое настроением грусти и печали, каковым является и «Море». Стихотворение написано в духе послания: лирический герой обращается к морю как к одушевленному существу, море наделено человеческими качествами («Ты живо; ты дышишь…»). Для лирического героя море хранит в себе какую-то тайну, оно загадочно, и поэт пытается понять его («Открой мне глубокую тайну твою»).

Гаспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана»

В стихотворении очень ярко воплотилась такая романтическая черта, как стремление к идеалам и борьба за них: в произведении встречаются два очень ярких образа: «небо» и «море». Небо для Жуковского — это стремление ввысь, к идеалам, к прекрасному. Стихотворение же построено таким образом, что вначале мы видим море спокойным: «Иль тянет тебя из земныя неволи // Далекое светлое небо к себе?.. // Таинственной, сладостной полное жизни, // Ты чисто в присутствии чистом его…». Затем начинается буря, море бушует и как бы «борется» с натиском урагана: «Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…». В итоге море побеждает: мгла расходится, тучи отступают, море побеждает враждебные силы, но полное спокойствие не возвращается к нему, оно всегда готово вступить в бой: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, // Ты, небом любуясь, дрожишь за него.»

По словам Белинского, перед нами «романтическая природа, дышащая таинственною жизнию души и сердца, исполненная высшего смысла и значения». Идея элегии заключаются в излюбленной мысли Жуковского об освещении всего живого высоким духовным светом на примере стремления моря к небу. Современники Жуковского по достоинству оценили это стихотворение, Лермонтов знал его наизусть, Пушкин высоко ценил это произведение своего соплеменника.

Жуковский «Светлана»

Годы написания произведения — 1808-1812. Впервые напечатано оно было в журнале «Вестник Европы» в 1813 году. Жанр произведения лиро-эпический — баллада, что и оправдано: это рассказ в поэтической форме, в основе которого — мифический, мистический сюжет. Баллада посвящена А.А. Протасовой (сестре возлюбленной поэта М. А. Протасовой-Мойер), в качестве свадебного подарка ей.

Карл Брюллов «Гадающая Светлана».

В основе сюжета — баллада «Ленора» Готфрида Бюргера. К этому сюжету Жуковский обращался трижды: впервые он перелагал «Ленору» в балладе «Людмила», позже в 1831-м он перевёл ее более точно под авторским названием, и наконец, «Светлана», в котором, в отличие от оригинала, умыкание невесты мертвецом представлено как дурной сон девушки и конец счастливый. Это позволяет считать балладу оригинальным авторским произведением Жуковского.

Баллада написана хореем с чередованием стопности 4 и 3, в строфе 14 строк с рифмовкой аБаБвГвГддЕжжЕ (что по форме напоминает сонет).

Сонет — поэтическая форма, обычно состоящая из 14 строк: 2 четверостишия и 2 трёхстишия. Выделают «французский» сонет — abba abba ccd eed (или ccd ede) (то есть кольцевая и перекрестная рифмовки), «итальянский» — abab abab cdc dcd (или cde cde) (перекрестная рифмовка) и «английский», или «шекспировкий» — abab cdcd efef gg (три катрена и заключительное двустишие, называемое «сонетным ключом»).

Пушкин несколько раз цитирует «Светлану» в «Евгении Онегине» (есть даже мнение, что идея «онегинской строфы» была заимствована им именно из баллады Жуковского). Отрывок из «Светланы» является эпиграфом к произведению Пушкина «Метель».

Произведение наполнено мистикой: в основе сюжета — гадания на Крещение. Мы видим много традиционных гаданий:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки «подблюдны» Это сближает сюжет с русским фольклором. Но, несмотря на «страшность» сюжета, присутствие загробной жизни, встречу девушки со своим возлюбленным, который оказывается мертвецом, он максимально приближен к реальной жизни: мы понимаем, что это лишь сон, в котором может произойти что угодно, и финал баллады счастливый.

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно