Оглавление
3. Произведения
3.76. Ахматова А.А. Стихи 3.98. Ахматова А.А. Поэзия 3.164. Блок А.А. Двенадцать 3.258. Блок А.А. Стихи 3.312. Блок А.А. Поэзия 3.370. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита 3.444. Бунин И.А. 3.468. Введение в 20 век 3.492. Гоголь Н.В. Мертвые души 3.540. Гоголь Н.В. Ревизор 3.567. Гоголь Н.В. Шинель 3.583. Гончаров И.А. Обломов 3.620. Горький М. На дне 3.631. Горький М. Старуха Изергиль 3.645. Грибоедов А.С. Горе от ума 3.657. Державин Г.Р. 3.670. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание 3.693. Есенин С.А. Стихи 3.695. Жуковский В.А. 3.713. Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени 3.718. Лермонтов М.Ю. Поэмы 3.724. Лермонтов М.Ю. Поэзия 3.725. Мандельштам О.Э. Стихи 3.726. Мандельштам О.Э. Поэзия 3.727. Маяковский В.В. Облако в штанах 3.728. Маяковский В.В. Поэзия 3.729. Маяковский В.В. Стихи 3.730. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо 3.731. Некрасов Н.А. Поэзия 3.732. Некрасов Н.А. Стихи 3.733. Островский А.Н. Гроза 3.734. Пастернак Б.Л. Стихи 3.735. Пастернак Б.Л. Поэзия 3.736. Пушкин А.С. Капитанская дочка 3.737. Пушкин А.С. Евгений Онегин 3.738. Пушкин А.С. Медный всадник 3.739. Пушкин А.С. Поэзия 3.740. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки 3.741. Слово о полку Игореве 3.742. Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор 3.743. Твардовский А.Т. Стихи 3.744. Твардовский А.Т. Поэзия 3.745. Толстой Л.Н. Война и мир 3.746. Толстой Л.Н. Таблица персонажей Войны и мира 3.747. Тургенев И.С. Отцы и дети 3.748. Тютчев Ф.И. Стихи 3.749. Тютчев Ф.И. Поэзия 3.750. Фет А.А. Стихи 3.751. Фет А.А. Поэзия 3.752. Фонвизин Д.И. Недоросль 3.753. Цветаева М.И. Стихи 3.754. Цветаева М.И. Поэзия 3.755. Чехов А.П. Вишневый сад 3.756. Чехов А.П. Рассказы 3.757. Шолохов М.А. Тихий Дон

Прочитано 0%

3. Произведения Читать 0 мин.

3.540. Гоголь Н.В. Ревизор

История создания

7октября 1835 г. Гоголь просит Пушкина дать ему «сюжет, хоть какой-либо смешной, или не смешной, но русский чисто анекдот» и обещает: «Будет комедия из 5 актов, и клянусь, будет смешнее черта».

Пушкин рассказывает, как в Оренбурге (1833 г.) его приняли за приехавшего из Петербурга для ревизии чиновника.

Премьера комедии состоялась 19 апреля 1836 г. на сцене Александринского театра в Петербурге. Присутствовал сам Николай I. Гоголь был удручен увиденным: замысел комедии был не так понят актерами и зрителями. Неверно была поставлена и «немая сцена».

Один из актеров заметил, «что было бы лучше, если бы чиновники сами Хлестакову предложили (деньги)». Гоголь перерабатывает отдельные явления комедии.

Окончательная редакция «Ревизора» относится к 1842 г.

О возникновении идеи произведения автор позже написал: «Я решился собрать все дурное, какое только я знал, и за одним разом над ним посмеяться – вот происхождение «Ревизора! Это было первое мое произведение, замышленное с целью произвести доброе влияние на общество». Гоголь считал, что единственным положительным героем в комедии являетсясмех: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. <...> Это честное, благородное лицо — был смех»

Особенности композиции:

  1. Комедия начинается, вопреки всем правилам построения пьес, сразу с завязки:«Япригласилвас,господа,стем,чтобысообщитьвампренеприятноеизвестие:кнамедетревизор».После этих слов сюжет начинает стремительно развиваться. Завязкой и сюжетным конфликтом в пьесе являются не семейные и любовные обстоятельства, не частная жизнь людей, а события общественного значения.
  2. Кольцевая композиция: начало и конец совпадают (чтение письма и сообщение о приезде ревизора).
  3. Необычен финал комедии: «здесь оканчивается драма и сменяет ее онемевшая мимика». «Немая сцена», по замыслу автора, должна длиться полторы минуты. Все это время персонажам необходимо находиться в окаменевших позах. Гоголь придавал исключительное значение «немой сцене». Это главный узел, где развязывается все содержание пьесы; как бы символ нравственной расплаты за действия чиновников.

Краткаяхарактеристикаперсонажей.

Иван Александрович

Хлестаков

-«Молодойчеловеклетдвадцатитрех,тоненький,худенький;несколькоприглуповати,какговорят,безцарявголове,—одинизтехлюдей,которыхвканцелярияхназываютпустейшими.Говоритидействуетбезвсякогосоображения»,обладающийизвестнойдолейнаивностии«чистосердечия».

- Хлестаков никого не обманывает. Он просто плывет по течению, безрассудно наслаждаясь случайной удачей. Даже сообразив, что его приняли за кого-то другого, он не спешит уехать из города.

- Гоголь: «Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит».

- Герой глуп инеобразован. О себе он говорит:«СПушкинымнадружескойноге.Бывало,частоговорюему:“Нучто,братПушкин?”—“Датак,брат,—отвечает,бывало,—таккак-товсе...”Большойоригинал».Приписывает себе авторство «Женитьбы Фигаро», «Роберта-Дьявола», «Нормы» и др.

- Ухаживает одновременно за двумя дамами, одна из которых замужем.«Иятеперьживуугородничего,жуирую,волочусьнапропалуюзаегоженойидочкой».

Хлестаковщина— многозначное понятие, обозначающее душевную пустоту, простодушную глупость и эгоизм, инфантильность, фантазерство, приспособленчество, примитивность сознания, манерность, себялюбие, способность пускать пыль в глаза. Н. Г. Чернышевский: «Хлестаков чрезвычайно оригинален, но как мало людей, в которых нет хлестаковщины!» Герой говорит о себе: «Я везде, везде».  
Антон Антонович

Сквозник-Дмухановский, городничий

-«Ужепостаревшийнаслужбеиоченьнеглупыйпо-своемучеловек.Хотяивзяточник,новедетсебяоченьсолидно;довольносурьезен;несколькодажерезонер;говоритнигромко,нитихо,нимного,нимало».«Переходотстрахакрадости,отгрубостиквысокомериюдовольнобыстр,какучеловекасгруборазвитымисклонностямидуши».

- Герой о себе:«Еслижибыликакиевзятки,тосамаямалость:кстолучто-нибудьданапаруплатья».

- Хлестаков о городничем:«Глуп,каксивыймерин».

- Городничий — «сквозной, продувной мужик», чиновник, главный мошенник над мошенниками, привыкший на всем наживаться. Привык улаживать проблемы с помощью денег. Страх не дает ему, как и другим чиновникам, услышать в речи Хлестакова поток вранья.

Лука Лукич Хлопов,

Смотритель училищ

- Герой о себе:«Неприведигосподьслужитьпоученойчасти!Всегобоишься:всякиймешается,всякомухочетсяпоказать,чтоонтожеумныйчеловек».

«Я,признаюсь,таквоспитан,что,заговорисомноюоднимчиномкто-нибудьповыше,уменяпростоидушинетиязыккаквгрязьзавязнул».

- Хлестаков о герое:«Смотрительучилищпротухнулнасквозьлуком».

- Фамилия происходит от слова «хлоп» — слуга, холоп, он самый запуганный, вечно дрожащий чиновник. У него в учебных заведениях учителя строят «рожи» и бьют стулья. Для него люди — это прежде всего чины. Он ничего не понимает в учебном процессе.

АммосФедорович

Ляпкин -Тяпкин,

Судья

-«Человек,прочитавшийпятьилишестькнигипотомунескольковольнодумен.Охотникбольшойнадогадкиипотомукаждомусловусвоемудаетвес».

- Герой о себе:«Яговорювсемоткрыто,чтоберувзятки,ночемвзятки?Борзымищенками.Этосовсеминоедело».

- Хлестаков о герое:«СудьяЛяпкин-Тяпкинвсильнейшейстепенимоветон».

- У судьи«впередней,кудаобыкновенноявляютсяпросители,сторожазавелидомашнихгусейсмаленькимигусенками,которыетакишныряютподногами»,«высушиваетсявсамомприсутствиивсякаядрянь». Вместо эмблемы правосудия «надсамымшкапомсбумагамиохотничийарапник».

- Судья (фамилия от выражения «тяп-ляп», т. е. кое-как) не заглядывает в судебные дела, так как ничего в них не понимает.

Артемий

Филиппович

Земляника,

попечитель

богоугодных

заведений

-«Оченьтолстый,неповоротливыйинеуклюжийчеловек,нопривсемтомпроныраиплут.Оченьуслужливисуетлив».

- Рассуждения героя о больных:«Даилучше,еслибихбыломеньше:тотчасотнесуткдурномусмотрениюилинеискусствуврача»,«Человекпростой:еслиумрет,тоитакумрет;есливыздоровеет,тоитаквыздоровеет».После егоприхода на должность пациенты «какмухивыздоравливают». При нем работаетлекарь, ни слова не понимающий по-русски.

- Хлестаков о герое:«НадзирательнадбогоугоднымзаведениемЗемляника—совершеннаясвиньявермолке».

- В ведении Земляники находятся больницы, приюты для стариков и детей-сирот. Нежная фамилия подчеркивает злобную каверзность характера: он Хлестакову подает тайный донос на всех чиновников города.

Иван Кузьмич

Шпекин,

Почтмейстер

-«Простодушныйдонаивностичеловек».

- На предложение городничего вскрывать письма,«немножкораспечататьипрочитать:несодержитсяливнемкакого-нибудьдонесенияилипростопереписки.Еслиженет,томожноопятьзапечатать;впрочем,можнодажеитакотдатьписьмо,распечатанное», почтмейстер отвечает:«Знаю,знаю...Этомунеучите,этояделаюнеточтобизпредосторожности,абольшеизлюбопытства…».Наиболее интересные письма герой оставляет себе «на память».

- Хлестаков о герое:«Почтмейстерточь-в-точьнашдепартаментскийсторожМихеев;должнобыть,также,подлец,пьетгорькую».

Христиан

Иванович

Гибнер,

уездный

лекарь

- Земляника о герое:«ХристиануИвановичузатруднительнобылобснимиизъясняться:онпо-русскинислованезнает».

- Городничий предлагает ему сделать так,«чтобывсебылоприлично:колпакибылибычистые,ибольныенепоходилибынакузнецов,какобыкновенноониходятпо-домашнему».

Петр Иванович

Добчинский,

Петр Иванович

Бобчинский,

городские

помещики

-«Обанизенькие,коротенькие,оченьлюбопытные;чрезвычайнопохожидругнадруга;обаснебольшимибрюшками;обаговорятскороговоркоюичрезвычайномногопомогаютжестамиируками.ДобчинскийнемножковышеисурьезнееБобчинского,ноБобчинскийразвязнееиживееДобчинского».

-Добчинскийпросит у Хлестакова, чтобы его сына, рожденного вне брака, признали в Петербурге законным.

-Бобчинскийпросит Хлестакова сказать «тамвельможамразным:сенаторамиадмиралам»,что«живетвтаком-тогородеПетрИвановичБобчинский».

- Они олицетворяют убогость уездного быта и интересов, являются разносчиками новостей. При пересказе событий не могут отделить главного от второстепенного.

ОсОсип, слуга

Хлестакова

- «Таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет», «умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут».

- У героя трезвый ум, народная смекалка, практическая хватка. Он осуждает безделье и пустоту интересов барина, но в то же время проявляет свой испорченный при таком хозяине характер.

Анна Андреевна,

жена городничего

- «Провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках».

- Отвечает на ухаживания Хлестакова, завидует счастью дочери, Марьи Антоновны.

- Дочь и «маменька» думают о нарядах, спорят, кокетничают с гостем, мечтают о богатой жизни в Петербурге. Речь героинь манерна и вульгарна.

Держиморда,

Свистунов,

Полицейские

- Городничий о Держиморде: «Он, для порядка, всем ставит фонари под глазами — и правому, и виноватому».

- Свистунов ворует серебряные ложки, берет не по чину взятки.

Фамилии действующих лиц, по мнению В. Г. Белинского, «суть как бы не собственные, а нарицательные имена, общие характеристические названия известных явлений действительности».

 

"

Прочитано Отметь, если полностью прочитал текст
Ништяк!

Решено верно

Браво!

Решено верно

Крутяк!

Решено верно

Зачёт!

Решено верно

Чётко!

Решено верно

Бомбезно!

Решено верно

Огонь!

Решено верно

Юхууу!

Решено верно

Отпад!

Решено верно

Шикарно!

Решено верно

Блестяще!

Решено верно

Волшебно!

Решено верно