28. Теория литературы Читать 0 мин.
28.280. Роды и жанры литературы
Роды литературы.
Словесно-художественные произведения издавна было принято объединять в три большие группы, именуемые литературными родами. Это эпос, лирика и драма.
Понятие литературного рода разработали ещё в Античности сначала Сократ, а потом и Аристотель. Затем, спустя века, в европейском литературоведении учёные продолжали изучать деление литературы на роды. В школьной программе (а значит и в ЕГЭ) принято опираться на то, как поделил роды В.Г. Белинский в своём труде «Деление поэзии на роды и виды» (1841 год).
Эпос: можно подробно рассказать о предмете, о событиях, с ним связанных, об обстоятельствах существования этого предмета и т.д.; при этом позиция автора будет в той или иной степени отстраненной, автор выступит в роли своеобразного рассказчика или выберет рассказчиком кого-нибудь из персонажей. Эпос объективен, главным в таком произведении станет именно рассказ, повествование о предмете, ведущим типом речи будет повествование.
Лирика: можно поведать не столько о событиях, сколько о том впечатлении, которое они произвели на автора, о тех чувствах, которые они вызвали. Лирика субъективна. Изображение внутреннего мира, переживаний, впечатлений и будет относиться к лирическому роду литературы; именно внутреннее переживание становится главным событием лирики.
Драма: можно изобразить предмет в действии, показать его на сцене; представить читателю и зрителю его в окружении других явлений. Такой род литературы является драматическим. В драме непосредственно голос автора будет звучать реже, чем в эпосе и лирике – в драме он появляется только в ремарках, то есть авторских пояснениях к действию и репликам героев.
Часто литературоведы включают и четвёртый род литературы, находящийся на пересечении лирики и эпоса – это лироэпос. Этому роду одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности: художественный мир строится как сюжетное повествование, где происходит ряд событий (эпос), но также автор даёт свою эмоциональную оценку происходящего, и написаны произведения лироэпоса в поэтической форме (лирика). То есть, лироэпосу одинаково присущи и лирические, и эпические принципы отображения действительности. Лироэпосом считаются поэмы и баллады (например, поэма «12» Александра Блока и баллада «Светлана» В.А. Жуковского).
! Существует распространённое заблуждение, что понять, какой перед нами род и жанр литературы, можно по тому, поэзия это или проза, однако почти все роды и жанры могут быть представлены как в форме поэзии, так и в форме прозы (например, роман «Евгений Онегин», поэма «Мёртвые души»).
Жанры литературы.
Литературные жанры (от фр. genre – род, вид) – это группы произведений, выделяемые в рамках родов литературы, то есть это лирика, эпос и драма, представленные в их разновидности. Жанр литературы относится к определённому роду, например, жанр «Отцов и детей» -- роман, а род – эпос.
Эпические жанры:
- Роман-эпопея – разновидность романа, с особой полнотой охватывающаяисторический процесс в многослойном сюжете, включающем многие человеческие судьбы и драматические события народной жизни («Война и мир» Л.Н. Толстого, «Тихий Дон» М.А. Шолохова).
- Роман – в таких произведениях всегда много проблем, роман изображает человека в процессе его становления и развития. Действие в романе насыщено внешними или внутренними конфликтами (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Отцы и дети» И.С. Тургенева).
- Повесть – эпическое произведение средней или большой формы, построенное в виде повествования о событиях в их естественной последовательности. В отличие от романа в П. материал излагается хроникально, нет острого сюжета, нет голубого анализа чувств героев. В П. не ставятся задачи глобального исторического характера (Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»).
- Рассказ – малая эпическая форма, небольшое произведение с ограниченным числом персонажей. В рассказе чаще всего ставится одна проблема или описывается одно событие (рассказы А.П. Чехова)
- Очерк – это полухудожественный-полудокументальный жанр, в котором описываются реальные события и реальные люди. Вымысел здесь почти отсутствует, играет маловажную роль. Главное – зафиксировать так, как произошло на самом деле. К очерку относится «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева.
- Притча – нравственное поучение в аллегорической форме. Притча отличается от басни тем, что свой художественный материал черпает из человеческой жизни. Пример: Евангельские притчи, притча о праведной земле, рассказанная Лукой в пьесе «На дне».
Лирические жанры:
- Лирическое стихотворение – малая форма лирики, написанная или от лица автора, или от лица вымышленного лирического героя. Описание внутреннего мира лирического героя, его чувств, эмоций (М.Ю. Лермонтов «Нищий»)
- Песня – малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения, имеет чаще всего фольклорное происхождение
- Элегия – стихотворение, проникнутое настроениями грусти и печали. Как правило, содержание элегий составляют философские размышление, грустные раздумья, скорбь (А.С. Пушкин «Элегия»)
- Послание – стихотворное письмо, обращенное к какому-либо лицу. По содержанию послания бывают дружеские, лирические, сатирические и др. Послание может быть адресовано одному лицу или группе лиц (А.С. Пушкин «К Чаадаеву»).
- Эпиграмма – стихотворение, высмеивающее конкретное лицо. Характерные черты – остроумие и краткость (эпиграммы А.С. Пушкина, В.А. Жуковского).
- Ода – стихотворение, отличающееся торжественностью стиля и возвышенностью содержания. Прославление в стихах (Оды Г.Р. Державина, М. Ломоносова).
- Сонет – твердая поэтическая форма, как правило, состоящая из 14 стихов (строк): 2 четверостишия-катрена (на 2 рифмы) и 2 трёхстишия-терцета, в русской поэзии стандартный размер сонета – пятистопный ямб, но встречаются и отклонения (А.С. Пушкин «Сонет»)
Драматические жанры:
- Комедия – вид драмы, в котором характеры, ситуации и действия представлены в смешных формах или проникнуты комическим. Бывают комедии сатирические (Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор»), высокие (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и лирические (А.П. Чехов «Вишневый сад»).
- Трагедия – произведение, в основу которого положен непримиримый жизненный конфликт, ведущий к страданиям и гибели героев (Пьеса А.Н. Островского «Гроза»)
- Драма – пьеса с острым конфликтом, который, в отличие от трагического, не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим. Драма строится на современном, а не античном материале и утверждает нового героя, восставшего против обстоятельств (А.П. Чехов «Три сестры»)
Лироэпические жанры:
- Поэма – средняя лиро-эпическая форма, произведение с сюжетно-повествовательной организацией, в котором воплощается не одно, а целый ряд переживаний. Черты: наличие развернутого сюжета и вместе с тем пристальное внимание ко внутреннему миру лирического героя – либо обилие лирических отступлений (Поэма «Мертвые души» Н.В. Гоголя, «Реквием» Анны Ахматовой).
- Баллада – средняя лироэпическая форма, произведение с необычным, напряженным сюжетом. Это рассказ в стихах. Рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады «Светлана», «Людмила» В.А. Жуковского.
РОД | ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА | Лироэпос |
---|---|---|---|---|
(греч. ἔπος --повествование) |
(греч. Δρᾶμα -- действие) |
(греч. Λυρικός -- чувствительный, лирный) |
||
ХАРАКТЕРИСТИКА |
рассказ о событиях, судьбе героев, их поступках и приключениях, изображение внешней стороны происходящего (даже чувства показаны со стороны их внешнего проявления). Автор может прямо выразить свое отношение к происходящему. |
изображение событий и отношений между героями на сцене (особый способ записи текста). Прямое выражение авторской точки зрения в тексте содержится в ремарках. |
переживание событий; изображение чувств, внутреннего мира, эмоционального состояния; чувство становится главным событием. |
Рассказ о событиях, судьбе героев их поступках и т.д. -- проявляет себя как эпос; раскрывает при этом перед читателем глубину чувств, внутренний мир лица, рассказывающего эту историю -- в данном аспекте проявляет себя как лирика. |
ЖАНРЫ |
роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча |
комедия, трагедия, драма |
лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет |
поэма, баллада |
АЛГОРИТМ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЖАНРА ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Можно ли выделить сюжет? |
|
Да |
Нет |
Можно показать на сцене? |
|
Нет |
Да |
Обращается ли внимание на чувства героя, его внутренний мир? |
|
Да |
Нет |
ЛИРО-ЭПОС | ЭПОС | ДРАМА | ЛИРИКА |
---|---|---|---|
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Какие особенности? |
Наличие развернутого сюжета – ПОЭМА Обращение к фольклору – БАЛЛАДА |
Охватывает исторические события, судьбы народа – РОМАН-ЭПОПЕЯ Охватывает много проблем, имеет много персонажей – РОМАН Средняя форма, немного персонажей и мало проблем – ПОВЕСТЬ Малая форма, мало персонажей, чаще одна проблема – РАССКАЗ Полудокументально – ОЧЕРК Нравственное поучение, аллегорическая форма - ПРИТЧА |
Комизм, смех – КОМЕДИЯ Неразрешимый трагичный конфликт, гибель персонажей – ТРАГЕДИЯ Приземленный, разрешимый конфликт - ДРАМА |
Выражение чувств лирического героя – ЛИРИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ Фольклорное происхождение, музыкально-словесное построение – ПЕСНЯ Обращение к кому-либо – ПОСЛАНИЕ Философские размышления, печаль – ЭЛЕГИЯ Высмеивание конкретного лица – ЭПИГРАММА Торжественный стиль и содержание - ОДА Твердая поэтическая форма - СОНЕТ |