28. Теория литературы Читать 0 мин.
28.188. Средства выразительности
На экзамене по литературе есть несколько заданий, где необходимо работать с лирическим произведением. Для успешного выполнения этих заданий нужно знать определённый минимум из теории литературы. Например, необходимо понимать, что такое язык художественного произведения, то есть знать те средства выразительности, которые создают поэтический образ. Всего этих средств не так много, в школе изучается даже больше, чем требуется знать для экзамена. Каждое из этих средств для удобства можно разделить на их виды, основных два – это тропы и синтаксические средства.
Троп – это слово или словосочетание, употребляемое не в прямом, а в переносном смысле с целью усилить художественную выразительность речи.
Синтаксические средства выразительности – это те художественные средства, которые применяются на уровне предложения и интонации.
Также существует явление звукописи, которое не относится ни к синтаксическим средствам выразительности, ни к тропам. Звукопись – это применение разнообразных фонетических приёмов для звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, при описании природы.
Тропы.
Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ. Например, женщина с весами (Фемида) символизирует собой правосудие.
Гипербола – художественное преувеличение, стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности, например: «В сто сорок солнц закат пылал» (Маяковский).
Метафора – слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит скрытое сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Например, строки у Блока: «Горек мне мед твоих слов» (твои слова горьки, как мёд).
Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий. Метонимия основана на замене слов «по смежности» (часть вместо целого или наоборот, представитель класса вместо всего класса или наоборот, вместилище вместо содержимого или наоборот и т. п.). Например: «Все флаги в гости будут к нам», где «флаги» означают «страны» (часть заменяет целое).
Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы, чаще всего олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Например: «Деревья радостно трепещут» (Ф. Тютчев).
Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Сопоставление осуществляется за счёт использования сравнительных союзов: как, как будто, будто, словно, точно и т.д. Например: «Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива» (А. Пушкин).
Эпитет – определение при слове, характеризующее свойство, качество, понятие, явление. Часто выражается именем прилагательным. «Но люблю я, весна золотая, твой сплошной, чудно смешанный шум...» (Н. Некрасов).
Синтаксические средства.
Анафора – одинаковое начало нескольких соседних предложений: «Пока не жаждет пулемёт.
Пока не страждет командарм» (Н. Тихонов).
Восклицание – приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость, злость и т.п. На письме риторическое восклицание обычно представляет собой предложение, оканчивающееся восклицательным знаком. Например: «Тридцатая годовщина союза — держись, злецы!» (М. Цветаева)
Инверсия – нарушение обычного порядка слов в предложении. Например: «Белеет парус одинокий в тумане моря голубом» (М. Лермонтов)
Ирония – тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому. Ирония должна создавать ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется. Например: «Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами» (А.Пушкин)
Повтор – повторение одного или нескольких слов в одном или нескольких предложениях. «Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!» (М.Лермонтов).
Риторический вопрос – вопрос-утверждение, на который не нужен ответ. Например: «О Волга! Колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я?» (Н.Некрасов).
Лексико-синтаксическое средство – оксюморон. Это сочетание слов с противоположным значением (то есть сочетание несочетаемого). Например: «Сей труп живой, ещё вчера стонавший слабо над могилой» (А. Пушкин).
Также явления звукописи:
Аллитерация – вид звукописи, когда в тексте повторяются созвучные или одинаковые согласные звуки. Например: «Выходила к ним горилла, им горилла говорила» (К. Чуковский).
Ассонанс – вид звукописи, когда в тексте повторяются созвучные или одинаковые гласные звуки. Например у М. Лермонтова:
«У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.»
Кроме основных средств выразительности, при работе с такими заданиями на экзамене необходимо знать, что такое афоризм. Это обобщённая, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Например, фраза Пушкина: «Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его.»
Понятие | Вид средства | Характеристика | Примеры |
---|---|---|---|
Аллегория |
Троп |
Изображение отвлечённого понятия через конкретный образ |
Прекрасен царскосельский сад, На лоне мира и отрад. (лев – Швеция) (А.Пушкин) |
Аллитерация |
Звукопись |
Один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков |
Свищет ветер, серебряный ветер (С.Есенин) |
Анафора |
Синтаксическое |
Одинаковое начало нескольких соседних предложений |
И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. (М. Лермонтов) |
Ассонанс |
Звукопись |
Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков |
Мело, мело по всей земле (Б.Пастернак) |
Афоризм |
Смысловое |
обобщённая, законченная и глубокая мысль, выраженная в лаконичной форме, отличающаяся меткой выразительностью |
Безответная любовь не унижает человека, а возвышает его. (А.Пушкин) |
Восклицание |
Синтаксическое |
Приём передачи кульминации чувств, оканчивается восклицательным знаком |
Какое лето, что за лето! (Ф.Тютчев) |
Гипербола |
Троп |
Художественное преувеличение |
Шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь) |
Инверсия |
Синтаксическое |
Нарушение прямого порядка слов |
Роняет лес багряный свой убор, (А.Пушкин) |
Ирония |
Синтаксическое |
Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому |
Граф Хвостов, Поэт, любимый небесами, |
Метафора |
Троп |
Переносное значение слова, основанное на сходстве |
Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина) |
Метонимия |
Троп |
Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий |
Сюда по новым им волнам |
Олицетворение |
Троп |
Перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы |
Утешится безмолвная печаль, (А.С.Пушкин) |
Оксюморон |
Лексико-синтаксическое |
Сочетание противоположных по значению слов |
Туристы в родном городе. (Тэффи) |
Повтор |
Синтаксическое |
повторение одного или нескольких слов в одном или нескольких предложениях |
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте! (М.Лермонтов) |
Риторический вопрос |
Синтаксическое |
вопрос-утверждение, на который не нужен ответ. |
О Волга! Колыбель моя! |
Сравнение |
Троп |
Сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак |
Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский) |
Эпитет |
Троп |
Образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление |
Но люблю я, весна золотая, (Н.Некрасов) |