40. Алгебра Читать 0 мин.
40.701. Системы уравнений
Ключевым моментом в решении систем уравнений является понимание самой сути системы. Система означает, что необходимо учитывать решения нескольких уравнений или нескольких неравенств при записи решения. То есть нужно решить. И первое, И второе уравнение/неравенство, ответом самой системы будет пересечение этих ответов.
Рассмотрим несколько простейших систем.
$ \begin{cases}x = 2\\x = 5\end{cases}\leftrightarrow \emptyset $
Решением системы являются все значения переменной, при которых выполняются все перечисленные условия. Может ли x одновременно равняться и 2, и 5? Нет, поэтому у этой системы решений нет.
Часто системы усложняются неравенствами.
$\begin{cases}x>2\\x=5\end{cases}\leftrightarrow x=5$
В этой системе требуется, чтобы x был одновременно и равен 5, и был больше 2. При каких значениях это возможно? Только при x =5.
Рассмотрим ещё одну систему:
$ \begin{cases}x > 2\\x < 5\end{cases}\leftrightarrow\emptyset$
Мы видим 2 отрезка, у которых нет пересечения, поэтому корней данная система не имеет.
Также иногда вам придётся работать с совокупностью. Совокупность предполагает вариативность: может выполняться ИЛИ то, ИЛИ другое условие.
Например:
$\begin{cases}x = 2\\x = 5\end{cases}\leftrightarrow x \in \{ 2;5 \} $
В ответ пойдут обе точки: и 2, и 5. Обратите внимание, что если у нас в ответе конечное количество точек, то их принято писать в фигурных скобочках.
$\begin{cases}x > 2\\x = 5\end{cases}\leftrightarrow x \in ( 2;=+\infty)$
Там подходят или 5, или те x, которые больше 2. Но 5 больше 2, значит, нам просто подходит промежуток от 2 до бесконечности.
$\begin{cases}x < 2\\x > 5\end{cases}\leftrightarrow x \in ( -\infty;=2 )\cup (5;+\infty) $
Здесь мы будем рассматривать объединение: если x является корнем хотя бы одного уравнения, неравенства из совокупности, значит, он уже является решением.
Но и это ещё не всё. Иногда совокупность включает в себя систему или система включает себя совокупность. Давайте посмотрим.
$\left[\begin{gathered}\begin{cases}x = 5\\x >2\end{cases} \\ \begin{cases}x = 2\\x > 5\end{cases} \end{gathered}\leftrightarrow \left[ \begin{gathered}x=5\\\emptyset \end{gathered}\leftrightarrow x=5 \right.\right. $
Такая ситуация называется «совокупность двух систем». То есть в ответ пойдут все x, которые удовлетворяют первой системе, и все x, которые удовлетворяют второй системе. Поэтому для того чтобы её решить, нужно сначала решить внутренние системы, а затем в ответ написать все полученные в них корни.
Следующий пример немного другой:
$ \begin{cases}x > 2\\ \left[ \begin{gathered} x =1\\x = 5 \end{gathered}\right.\end{cases}\leftrightarrow x = 5\leftrightarrow \left[ \begin{gathered} \begin{cases}x = 1\\x >2\end{cases} \\ \begin{cases}x = 5\\x > 2\end{cases} \end{gathered}\leftrightarrow \left[ \begin{gathered} \emptyset\\ x=5 \end{gathered}\leftrightarrow x=5 \right.\right. $
Итак, у нас есть система. Это означает, что должно выполняться 2 условия:
1. x должен быть больше 2.
2. x должен быть равен либо 1, либо 5.
В таких случаях необходимо рассмотреть каждый корень из второго условия на соответствие первому, то есть перейти к совокупности двух систем.
Методы решения систем
Существует несколько основных методов решения систем:
1. Метод подстановки
2. Метод алгебраического сложения
3. Графический метод решения
4. Метод замены переменной
Рассмотрим их на примере следующей системы:
$ \begin{cases}5x-2y=8\\3x+ 5y=11\end{cases}$
Метод подстановки
1. Выразим y через x из первого уравнения.
$\begin{cases}5x-2y=8\\3x+ 5y=11\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}-2y=8-5x\\3x+ 5y=11\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}y=-4+2, 5x\\3x+ 5y=11\end{cases} $
2. Подставим данное выражение вместо y во второе уравнение и решим данное уравнение.
$ \begin{cases}y=-4+2,5x\\3x+ 5\cdot (-4+2,5x)\end{cases} \leftrightarrow \begin{cases}y=-4+2,5x\\3x-20+12,5x=11\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}y=-4+2,5x\\15,5x=31\end{cases} \leftrightarrow \begin{cases}y=-4+2,5x\\x=2\end{cases} $
3. Подставим найденное значение x в первое уравнение и найдём y.
$\begin{cases}y=-4+2,5x\\x=2\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}y=-4+2,5\cdot 2\\x=2\end{cases} \leftrightarrow \begin{cases}y=1\\x=2\end{cases}$
4. Ответ запишем парно.
Ответ: (2; 1).
Метод алгебраического сложения
1. Приведём к такому виду, когда перед одной из переменных в уравнениях стоят равные по модулю коэффициенты, но с противоположными знаками. Например, домножим первое уравнение на 5, а второе – на 2.
$\begin{cases}5x-2y=8\\3x+ 5y=11\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}25x-10y=40\\6x+ 10y=22\end{cases}$
2. Сложим первое уравнение и второе и запишем эту сумму на месте первого уравнения. Второе уравнение оставим неизменным.
$ \begin{cases}25x-10y=40\\6x+ 10y=22\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}25x-10y+6x+10y=40+22\\6x+ 10y=22 \end{cases}\leftrightarrow\begin{cases}31x=62\\6x+ 10y=22\end{cases} \leftrightarrow\begin{cases}x=2\\6x+ 10y=22\end{cases}$
3. Подставим найденное значение x во второе уравнение и найдём y.
$\begin{cases}x=2\\6x+ 10y=22\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}x=2\\6\ \cdot 2+ 10y=22\end{cases}\leftrightarrow\begin{cases}x=2\\y=2\end{cases}$
4. Ответ запишем парно.
Ответ: (2; 1).
Графический метод решения
1. Выразим y через x, чтобы к виду уже известных нам функций.
$ \begin{cases}5x-2y=8\\3x+ 5y=11\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}-2y=8-5x\\5y=-3+11\end{cases}\leftrightarrow \begin{cases}y=2,5x-4\\y=-0,6x+2,2\end{cases}$
2. Рассмотрим две функции и построим их графики:
$y_1(x)=2,5x-4 \\ y_2(x)=-0,6x+2,2$
3. Найдём точку пересечения графиков. Видим, что это точка с координатами (2;1).
4. Подставим координаты точки в уравнение и проверим, что равенство выполняется.
$\begin{cases}5 \cdot 2-2\cdot1=8\\3\cdot2+5\cdot1=11\end{cases} \leftrightarrow\begin{cases}8=8\\11=11\end{cases}$
5. Проанализируем монотонность и докажем, что других решений нет.
Функция $y_1(x)=2,5x-4$ монотонно возрастающая.
Функция $y_2(x)=-0,6x+2,2$ монотонно убывающая.
Значит, они имеют только одну точку пересечения. Тогда найденная точка является единственным решением.
6. Ответ запишем парно.
Ответ: (2; 1).
Метод замены переменной
Представим, что вместо изначальной системы мы решаем систему вида:
$\begin{cases}5 \sqrt{a}-2\sqrt{b}=8\\3\sqrt{a}+5\sqrt{b}=11\end{cases}$
1. Сделаем замену переменных.
Пусть $\sqrt{a}=x,\sqrt{b}=y, x\geq0, y\geq0$ .
2. Перепишем систему с новыми переменными.
$ \begin{cases}5x-2y=8\\3x+ 5y=11\end{cases}$
3. Решим систему любым удобным способом.
Получаем ответ (2;1).
4. Вернёмся к исходным переменным.
$\begin{cases}\sqrt{a}=2\\\sqrt{b}=1\end{cases} \leftrightarrow\begin{cases}a=4\\b=1\end{cases}$
5. Ответ запишем парно.
Ответ: (2; 1).
Таким образом можно решить любое сложное уравнение, если увидеть повторяющиеся элементы и правильно их заменить.
При решении сложных систем уравнений важно мысленно попробовать все способы, чтобы сразу определить наиболее быстрый и правильный путь решения.